Мое тело - мое дело. Но зачем тату замахнулось на лицо?
Журналист Емельяненко: Этим летом тату-риторика тела замахнулась на лицо
14.08.2024 16:48
14.08.2024 16:48
Поделиться
Море, пляж и девушка с тату-"черная роза" на подбородке. Еще к ее лицу по шее тянутся шипы-тату. Понимаю, что она понимает, что я на нее глазею, как больной на шприц. Девушка томно, не без презрения, отворачивается. И все тот же стебель шипами овивает часть ее ноги от колена до того "верха", куда врезаются стринги. Кончита Вурст на минималках. Так сказал мой 15-летний племянник. И добавил: "Дикси-ленд". Так на сленге подростков "погоняют" эконом-салоны тату, где запросто можно нанести на тело что угодно.

Я уже привык, что на пляже в последние годы татуированных особей больше, чем воды. Даже научился различать их социальные, как они говорят, "месседжи". Народ попроще колет образы своих тусовок-субкультур - нечитаемые граффити, фанатские, рунические или рок-письмена. Часто мелькают АУЕ-символы (движение АУЕ признано экстремистским и его деятельность запрещена в России), реже, ни с того, ни с сего, "Роза ветров". Те же, кто всего добился сам, а папа-мама только диплом ("хижину" в центре) купили, обозначают свою избранность "знаками силы" из эпичного "Властелина колец" или иных фэнтези. Тату-реплики с "Кольцами Всевластья", знаками хоббита и прочими рогами и черепами "Вечной смерти" как-то даже набили оскомину. Анаколуф, в общем. Тот самый "стиль", когда на теле он случился по недосмотру или незнанию.

И вдруг этим летом тату-риторика тела замахнулась на лицо. Ладно девушка с черной розой на подбородке или мажор со знаком клыка во лбу - они штучны. Так кучно же пошли серфингисты, спасатели и охранники с бритыми под ноль черепами, на которых все те же фаллические символы, руны и черепа. Девушки со змеей за ухом или отец семейства, у которого из-под футболки к уху ползет змей, тоже не редкость. Вчера эти тату накалывали на плече, ноге или ягодице, теперь - и на лице. Но лицо определяет индивидуальность человека. А вместо него, пусть контурами, но татуировки обозначают кальку "интерфейса". Ту самую грань между человеком и функционалом, когда не по себе: "Кто из нас человек?" Ведь "чело" - часть лица, синоним человека, а тату на лице, любой психолог скажет, - это вызов. Как мини-юбка или бикини на девушках. Они их носят, чтобы выделиться, обратить на себя внимание, а когда "не так" смотришь: "Че уставился?"

Так и с тату на лице. Человек рожден смотреть человеку в лицо. Тату эту норму языка тела отменяет: "Мое тело - мое дело". И негласная установка рулит. Жесткий месседж "Че уставился?" растекается в воздухе как ответ на единство борьбы двух противоположностей - потребности выделяться и потребности быть таким, как все. Ведь тату на теле "все делают", что не круто, а вот на лице…

И это та видимая часть физиологии, вмешательство в которую ради "улучшения" человека, можно назвать шагом к трансгуманизму. "Сделай пирсинг", "набей тату", "вставь имплантаты в ягодицы", - с этих установок трансгуманизм ведет к мыслям не только о смене пола. Если "чел" продвинут, то следующий шаг - вживление в него чипа, следующий - отказ от природы человеческого облика. Взамен "чел", отказываясь от физического себя, обретает облик вечности - дух космоса, а физический интерфейс можно сохранить как компьютерную программу. Такова "философия". Земная практика заземляет тотальным контролем за стихийными поклонниками транса, житейская - вмешательством врачей, когда с годами тату деформируются или дают инфекции. И "оригинальное" изменение своего тела лишает права управлять им по собственной воле. Так инстинкт саморазрушения "по приколу" побеждает инстинкт самосохранения. А человек, думая, что тату на лице подчеркивает его личность, на самом деле отказывается от своего "чела", данного от рождения, и здоровья.

"Чело" - это ведь не только брать, но и отдавать. Только так человек вырастает до личности. Такой индивид не скажет: "Мое тело - мое дело". Он просто через силу духа дорос до вечности, которую по молодости держал за банальность: "Человек создан по образу и подобию Божьему". Да, можно верить или не верить в то, что Бог является духовной личностью, а человек - физической. Но если не принять эту "банальность", планета достанется человекоподобным хоббитам или бывшим людям на компьютерном поводке.

Владимир Емельяненко
Журналист
Поделиться