IT-компании профинансируют высшее образование в России
Итоги ЕГЭ 2024 года показали, что информатику выбрало 19% школьников, то есть практически каждый пятый. Это рост по сравнению с 2020 годом, когда этот предмет выбрали 12% школьников. При этом, отметил Шадаев, не уменьшилось число тех, кто выбирает физику, хотя их 14%. "В этом мы видим определенный вызов для нас. Понятно, что для развития высоких технологий физика и профильная математика также очень важны. Мы проводим дискуссию с минобрнауки, как сделать так, чтобы исключить своеобразный каннибализм, когда идет борьба между этими дисциплинами, потому что они тесно связаны между собой", - заявил министр.
С этим согласен и Никита Анисимов, ректор Высшей школы экономики. "Мне бы не хотелось, чтобы выбирая, что сдавать на ЕГЭ в 11-м классе, у выпускников стоял бы выбор между физикой и информатикой. Этот выбор они должны сделать гораздо раньше - уже классе в шестом", - уверен он.
Анисимов привел цифры. "Почти четыре тысячи первокурсников у нас в этом году, и около трети (1175 человек) поступили на программы IT-профиля. Пришло очень много заинтересованных детей и победителей олимпиад. Во всех программах, связанных с искусственным интеллектом, у нас проходной балл 289 и выше", - сообщил он.
О важности физики для будущих айтишников говорил ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.
"Для молодого человека, который планирует заниматься или уже занимается этим, важны оба предмета. Физика формирует научное мировоззрение, информатика дает инструмент для работы в цифровом мире - и то, и другое в равной степени важно", - отметил Ливанов.
"Радостно, что в этом году физику на ЕГЭ сдали лучше и число тех, кто выбрал ее на ЕГЭ, не уменьшилось. Что касается образования в области IТ, то в Физтехе его рассматривают как часть математического образования", - добавил Ливанов.
Он обратил внимание, что в МФТИ в этом году рекордный для самого вуза средний балл ЕГЭ - более 98. Из тысячи человек, зачисленных на первый курс, 441 - супербалльники, люди, у которых набрано 100, 200 или 300 баллов.
Для решения стоящих перед IT-отраслью задач нужна синергия между участниками рынка, формирующими спрос на будущих специалистов, и учебными заведениями. И здесь речь идет не только о финансировании, хотя и о нем, конечно же, тоже.
"Чтобы сохранить технологическое лидерство, мы в IT должны уйти в область, очень близкую к математике. Математика и информатика должны быть рядом. Но способен ли каждый технический университет России обеспечить такую синергию? Увы, нет. Поэтому так важно сотрудничество вузов между собой и с компаниями-бигтехами, чтобы использовать опыт коллег и бизнеса в этом", - уверен Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО.
О развитии сотрудничества IT-отрасли и вузов говорил и Максут Шадаев. По его словам, сегодня обсуждается вопрос выплат аккредитованными IT-компаниями до 5% от тех налогов, которые были сэкономлены ими в рамках предоставления льгот по аккредитации, на развитие образовательных программ. Кроме того, идет диалог о том, что компании выше определенного оборота должны направлять средства на повышение качества обучения в IT-вузах.
"Причем это не только деньги. Прежде всего нас волнуют кадры - те кадры, которые крупные IT-компании могут делегировать в вузы для того, чтобы повысить качество обучения, вместе делать новые образовательные программы. Все это мы активно обсуждаем с отраслью. Я думаю, что в сентябре-октябре мы договоримся об окончательных параметрах", - сказал Шадаев.
Министр добавил, что это станет условием продления аккредитации для IT-компаний начиная с 2025 года. А в новом национальном проекте "Экономика данных" теме образования будет уделено максимальное внимание. Несмотря на дефицит ресурсов, финансирование наращивается.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, минцифры совместно с ИТМО, ВШЭ, МФТИ и Университетом Иннополис запускает программу подготовки высококвалифицированных разработчиков в сфере искусственного интеллекта (ИИ). "Отрадно, что мы с четырьмя крупнейшими вузами сейчас, не дожидаясь серьезных фундаментальных решений, хотя я уверен, что они будут утверждены уже в рамках новой программы "Экономика данных", начали запуск программы подготовки высококвалифицированных кадров - наших разработчиков в сфере ИИ", - сказал министр.
По словам участвовавших в обсуждении проблем отрасли представителей T-Банка, VK, Сбера и "Яндекса", сегодня от каждой из компаний в образовательных программах участвуют от 500 до 1000 практикующих специалистов, которые читают лекции и делятся со студентами практическим опытом. Причем, как отмечает директор "Яндекс Образования" Дарья Козлова, сегодня это абсолютно взаимовыгодное сотрудничество.
Сотрудничество с IT-отраслью важно и для специализированного образования, уверен Евгений Куликов, ректор Сибирского государственного медицинского университета. "Подготовка врача должна быть прикладной. И как хорошего врача нельзя подготовить без работы у постели больного, так и хорошего айтишника нельзя подготовить без решения конкретных прикладных задач", - отметил он.