Путешествие Константина Косачева. Ямал умеет удивлять, Ямал умеет убеждать

Путешествие Константина Косачева. Ямал умеет удивлять, Ямал умеет убеждать

Константин Косачев - об угощении сырой рыбой и самом загадочном городе средневековой Сибири
Константин Косачев/ vk.com

Путешествие Константина Косачева. Ямал умеет удивлять, Ямал умеет убеждать

Константин Косачев - об угощении сырой рыбой и самом загадочном городе средневековой Сибири
04.09.202411:41
Константин Косачев
Лето. Кто-то едет в Европу, кто-то на Мальдивы или в Таиланд. Сочи забит под завязку. А сенатор Косачев выбрал другой путь. О начале путешествия читайте здесь.

13.08.

Каждое путешествие драгоценно прежде всего эмоциями, которые достались нежданно, бонусом к запланированному.

Последние три дня были наполнены многими событиями, каждое из которых будет рассказано. Но эмоции захлестывают тем, что нежданно моя жизнь в эти дни была наполнена просто Рекой. Просто рекой, вот так.

Не все в России слышали о реке Таз. Еще меньше были на ней. Мне выпало такое счастье.

Река Таз в низовьях раза в три пошире Волги. Протяженность - 1,5 тыс. км. Фото: Константин Косачев/ vk.com

Река Таз - не самая маленькая в России. А точнее - она гигантская. Это крайний Север, Ямал, впадает в Обскую губу. Ширина в низовьях раза в три пошире Волги. Протяженность - 1,5 тыс. км. И на всем этом протяжении всего два населенных пункта - поселок Тазовский, откуда мы вышли, да село Красноселькуп в 450 км от него, куда мы дошли на маленькой моторной лодке за два дня и откуда вернулись за один. В остальном - только дикая, первозданная природа.

В три дня вместилось три сюжета: жизнь реки, жизнь на реке и жизнь у реки.

Река живет своей жизнью, будучи свободной ото льда и, соответственно, судоходной, всего четыре месяца в году. Вода не прогревается выше 15 градусов. Течет неспешно, но русло год от года меняется. Высокий берег ежегодно срезается ледоставом, как острым ножом, песчаные отмели с другой стороны прибавляются. Чем выше по руслу, тем мельче, даже с низкой посадкой лодка должна искать проход чуть ли не перпендикулярно, лавируя от берега к берегу. Из живности - чайки, гагары, стрижи и орлы. Медвежьи следы. И главное - рыба. Хотя рыбы в последние 15 лет становится все меньше, и биологи пока не могут понять причину.

Рыбаки живут в чумах, рыбу ловят сетью и неводом, за раз достают тонну. Фото: Константин Косачев/ vk.com

Жизнь на реке - это прежде всего рыбаки. На протяжении 450 км - с десяток ненецких рыболовецких поселков. Живут в чумах, рыбу ловят сетью и неводом, за раз достают тонну. Я тоже помогал тянуть сеть, потом меня гостеприимно угощали только что выловленной рыбой - сырой (!) - в ненецком чуме. Рыба сразу отправляется на плавбазу на противоположном берегу (на одной из таких ночевали), там без разделки шоковая заморозка четыре часа - и в холодильник, ждать дальнейшей отправки.

На протяжении 450 км - с десяток ненецких рыболовецких поселков. Фото: Константин Косачев/ vk.com

К плавбазам время от времени подходят баржи с фурами-рефрижераторами, еще одна перегрузка - и в путь. При мне такую фуру грузили до Омска. И еще на реке очень редкие баржи с промышленными грузами для промысловиков, да буксиры-обстановщики, расставляющие по меняющемуся судоходному руслу вешки и бакены, чтобы обозначить новые мели. Мы с нашей лодкой на одну из таких мелей таки попались, но не смертельно.

Жизнь у реки - это крохотные поселки газовиков с нефтяниками, существенно портящие ландшафт, но дающие ресурс для развития Ямала. И это удивительное село Красноселькуп, крайняя точка на моем пути. Чтобы понять масштабы: Красноселькупский район ЯНАО северным краем касается Полярного круга, а на юге включает в себя "Центр Российской империи", установленный по тогдашним меркам Дмитрием Менделеевым в 1906 году. Еще раз: Северный полярный круг и географический центр России начала XX века - в пределах одного и того же даже не региона и не округа, а района (!) на Ямале. Вот уж воистину - широка страна моя родная!

Мы с нашей лодкой на одну из таких мелей таки попались, но не смертельно. Фото: Константин Косачев/ vk.com

И еще о масштабах: в пределах этого гигантского по территории района - всего три (!) населенных пункта: собственно село Красноселькуп с населением четыре тысячи человек, поселок Толька в 350 км от него (1700 человек) и поселок Ратта еще в 250 км далее по реке Таз (население 280 человек, преимущественно селькупы).

Фото: Константин Косачев/ vk.com

В самом Красноселькупе, до которого нет автомобильных дорог (только река да еще авиасообщение с Тюменью три раза в неделю), хорошо развитая инфраструктура: есть школа, больница, агрофирма с парниковыми томатами и огурцами, грунтовыми картофелем и капустой на весь поселок, красивая церковь самого почитаемого в Сибири святого Василия Мангазейского. Совершенно нормальная жизнь. И фантастический музей с залами про историю района, традиции народа селькупов, а также отдельными экспозициями про Мангазею и про 503-ю стройку. Об этом - в отдельных рассказах, слишком много для одного раза.

За три дня - 900 км по абсолютно безлюдной реке Таз: два дня в одном направлении с остановками на Мангазее и на 503-й стройке, сегодня одним днем 450 км обратно в поселок Тазовский. Когда я впервые добрался сюда, он казался мне краем света. Сегодня - возвращением в цивилизацию (видели бы вы построенную здесь школу на 800 (!) мест - лучшую во всей России, на мой искушенный взгляд).

Люди на Ямале живут замечательные - мощные управленцы, инициативные и преданные своему делу. Фото: Константин Косачев/ vk.com

Оказывается, все зависит от угла зрения. Нет, не так. Все зависит от людей. А люди на Ямале живут замечательные. Во всех трех районах - Пуровском, Тазовском и Красноселькупском - мощные управленцы, инициативные и преданные своему делу. Губернатор ЯНАО умеет подбирать команду.

14.08.

А еще я был на Мангазее. Где стоял самый богатый и самый загадочный город средневековой Сибири. Златокипящая!

Это название известно не многим в России, хотя в свое время гремело чуть ли не на весь мир. Еще в XVI веке поморы стали добираться до сибирских богатств, налаживая связи с местными самоедами. На стрелке встреч на берегу реки Таз, в месте впадения в нее реки Мангазейки постепенно возникла торговая фактория, получившая название "Мангазея".

В XVI веке поморы стали добираться до сибирских богатств, налаживая связи с местными самоедами. Фото: Константин Косачев/ vk.com

Со временем туда съехались оседлые русские купцы, которые стали скупать пушнину в промышленных масштабах и речными и морскими путями отправлять ее на запад - и в Москву, и в Англию с Голландией. Купеческий род Строгановых разбогател именно на такой торговле: в обмен на предметы быта и продукты самоеды буквально завалили купцов первоклассными соболиными и песцовыми шкурками.

Фото: Константин Косачев/ vk.com

В 1598 году сын Ивана Грозного царь Федор послал в Мангазею "инспекцию", чтобы перенаправить доходы в казну. В ответ в Москву приехали мангазейские купцы и "перетерли" уже с Борисом Годуновым о продолжении бизнеса. Годунов дрогнул и повелел отправить в Мангазею вооруженный отряд, дабы он олицетворял в городе государственную власть.

Казаки с воеводой добрались до Мангазеи и с 1601 года строили там настоящий город. Он развивался так быстро, что Мангазею стали называть "златокипящей". Фото: Константин Косачев/ vk.com

Казаки с воеводой со второй попытки добрались до Мангазеи и начиная с 1601 года построили там настоящий город, на тот момент самый большой в Сибири. В течение нескольких лет он развился настолько бурно, что Мангазею стали называть "златокипящей".

Фото: Константин Косачев/ vk.com

Черные дни для Мангазеи настали с воцарением на престоле династии Романовых. В 1619 году вышел царский указ о полном запрете морской торговли со "златокипящей" под страхом смертной казни - ведь доходы, как быстро выяснилось, шли главным образом не в царскую казну, а в карманы мангазейских купцов.

Затем город сотрясли межклановые распри, пожары, а также набеги местных и коренных. И к началу 1670-х годов сибирский "Клондайк" умер, из него полностью ушли люди. А Мангазею утратили на пару-тройку сотен лет. Даже место не могли найти до 1960-х годов.

Я не случайно написал, что был НА Мангазее. Побывать "в" Мангазее просто невозможно - увы, на этом месте нет больше ничего, кроме регистрационного знака. Но согласитесь - нечасто объектом культурного наследия федерального (!) значения объявляют в общем-то пустырь в сотнях километров от туристических и прочих трасс.

На Мангазее есть православный деревянный крест ростом под три метра, уже сгнивающий у основания и грозящий обрушением под порывами ветра. Фото: Константин Косачев/ vk.com

Заросшие волнистой травой холмы - последыши археологических раскопок 20-летней давности. Природа взяла свое без остатка. А немногочисленные артефакты бережно хранятся в ямальских (красноселькупских и тазовских, а еще салехардских), и петербургских, и московских музеях. Среди них - печать из Амстердама (!) и голландский талер.

Нажмите на фото для увеличения масштаба. Фото: Константин Косачев/ vk.com

И еще на Мангазее - православный деревянный крест ростом под три метра, уже сгнивающий у основания и грозящий обрушением под порывами ветра, как в свое время под порывами ветра истории рухнул город.

Точка Мангазеи - в 280 км по реке Таз (и только по реке, никак иначе) от поселка Тазовский или в 170 км по той же реке от села Красноселькуп на Ямале. Не всякая птица долетит…

Мне удалось. И я привез в подарок местным жителям оригинал найденной у московских антикваров европейской карты авторства французского гравера Бенуа Превоса (Benoit-Louis Prevost, 1735-1804(?)). Хотя Мангазея там указана примерно с такой точностью, с какой Колумб указывал Индию на месте открытой им Америки. Но ведь указана, да!

15.08.

Ямальский город Тарко-Сале, который я ранее по пути на Север неосторожно назвал "крохотным поселком" (извиняюсь!!!), при повторном рассмотрении на дороге назад оказался чудесным местом. Инфраструктуре и обустройству должен по праву завидовать любой другой российский город. Чудесная набережная, оборудованный пляж (единственный на Ямале!), отличные социальные объекты, зеленый парк, много спортивных площадок.

В сентябре школа в Ямальском городе Тарко-Сале примет четыре сотни старшеклассников, которые, разумеется, выйдут из нее другими людьми. Фото: Константин Косачев/ vk.com

И конечно - школа! Это какой-то космос. В сентябре примет четыре сотни старшеклассников, которые, разумеется, выйдут из нее другими людьми. Ямал умеет удивлять и Ямал умеет убеждать.

Главной миссией управленцев здесь является решение проблем жителей, а не добыча энергоносителей. Фото: Константин Косачев/ vk.com

А главой Пуровского района, где Тарко-Сале и находится и где добывается 90% российского газа, недавно определен бывший главный врач горбольницы из Нового Уренгоя, хирург высшей категории. И я понимаю выбор губернатора, ведь главной миссией управленцев здесь является решение проблем жителей, а не добыча энергоносителей. Этим занимаются другие специально обученные люди. Им же - отдельное спасибо за поддержку Ямала.

Ямал умеет удивлять и Ямал умеет убеждать. Фото: Константин Косачев/ vk.com

О том, как Константин Косачев за день повторил трехдневный путь императора Николая II, читайте в следующем материале.