В акциях памяти принимают участие и те, кто был заложником в том самом спортивном зале школы № 1 Беслана.
- Помню в мельчайших подробностях то утро 1 сентября. На торжественной линейке мы стояли с друзьями, обсуждали летние каникулы и планировали прогуляться после уроков. Когда раздались выстрелы, никто сразу не понял, что произошло. Я находилась ближе к входу в школу. Но в толпе испуганных людей и не сразу поняли, что конкретно происходит. Боевики, окружившие нас, начали загонять в спортивный зал. Люди пытались найти в толпе своих родных. Я с одноклассницей, держась за руки, зашли в зал. Мысли были самые разные. Ждали помощи. Не отчаивались и надеялись. Нас очень сильно поддерживали наши учителя, успокаивали и подбадривали, говорили нам: "Все будет хорошо, скоро всех отпустят", но это скоро никак не наступало. А дальше страшный взрыв, и нам на помощь бросились добровольцы и группы "Альфа" и "Вымпел", - вспоминает Лариса Казиева.
- Мне, наверное, повезло, что тогда мне было всего восемь лет. И я все-таки полностью не осознавала происходящее. Хорошо помню: на третий день поднимаю глаза и вижу человека с автоматом, а сама думаю: "Как бы попить", - рассказывает Зарина Дзампаева.
Она только что приехала из Беслана, где участвовала в необычной акции памяти: бывшие школьники как бы собрались на линейку, держа в руках портреты тех, кого нет и никогда не будет рядом, а потом прошли по развалинам школы, в спортивный зал.
- Мне было тринадцать, брату четырнадцать. Больше всего запомнилось, когда начались взрывы. Для меня первый и второй слились воедино. Только после второго я очнулась, увидела в спортзале рядом с собой дыру в стене, через нее выбежала на школьный двор. Бежала на автомате, до меня словно издали доносились выстрелы и крики. Меня ранило в ногу, но, несмотря на боль, продолжила бег. Брата увидела только в больнице, он пришел ко мне в палату, и мы с ним поняли, что не потеряли друг друга, что живы, - делится воспоминаниями Альбина Хугаева. Она также рассказала, как потом их тепло встретили в Петербурге, где она заканчивала школу и поступала в вуз.
- Но не воспоминания никуда не уходят. они с нами постоянно. Для нас они - часть нынешней жизни, - говорит она.
Бывшие школьники Беслана рассказывают о том, как именно Петербург одним из первых протянул руку помощи и принял сначала детей из Беслана, а потом, для получения высшего образования, - уже выпускников школ. И отмечают важность акции.
- Пока мы все вместе и помним, что происшедшее - трагедия не только Северной Осетии, но и всей России, есть шанс, что такое никогда не повторится, - подчеркнул Борис Газалов, председатель Осетинского землячества в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Мероприятие началось с литии - заупокойной молитвы. "Молитва за тех, кто погиб, имеет духовное значение. Потому что молитва, согласно православному мировоззрению, есть выражение любви к усопшим. А то, что в акции участвует большое количество школьников, на мой взгляд, имеет воспитательное значение. Чтоб они помнили о трагедии Беслана, о том, что тогда погибли их ровесники. Все это формирует мировоззрение и помогает отличать белое от черного, добро от зла. То есть у акции более широкий смысл", - считает протоиерей Андрей Панков, настоятель храма.
Кстати, в школе №1 Беслана есть музей Города ангелов, и в нем есть и экспонаты из Петербурга. Так в 2018 году при проведении акции памяти петербургские школьники передали в Беслан корзину с белыми голубями как символ мира.
И - как набат звучат цифры: 1128 детей и взрослых были взяты в заложники. В теракте погибли 333 человека, из них 186 - дети.