Конец эпохи: во Франции обанкротился последний производитель аккордеонов

Во французском департаменте Коррез, а это центр страны, закрылась последняя фабрика по изготовлению аккордеонов "Maugein".
DERRICK CEYRAC / AFP

Для французов это настоящая трагедия. Ведь для них это самый что ни на есть народный музыкальный инструмент. Такой же, как, например, для испанцев гитара, для шотландцев волынка, а для русских балалайка. Город на Сене невозможно представить без настраивающих на ностальгически-романтический лад неувядаемых аккордеонных мелодий "Под небом Парижа" или "Домино". "Пианино для бедняков" обожала Эдит Пиаф, а одна из ее самых любимых песен так и называлась "Аккордеонист". Музыкальный инструмент был настолько популярен, что президент Валери Жискар д'Эстен, аристократ по рождению, неплохо играл на нем и неоднократно демонстрировал свои навыки на публике, показывая свою "близость" к простым французам и тем самым действительно завоевывая их симпатии. Кстати, ему принадлежит фраза о том, что "если бы все политики играли на аккордеоне, они бы лучше ладили друг с другом".

У этой знаковой мануфактуры долгая история. Ее основатель Жан Можен в 1919 году искал место, где можно было открыть дело, и воспользовался случаем, когда ему предложили это сделать в стенах закрытого завода по производству боеприпасов - Первая мировая закончилась и люди надеялись, что с войнами покончено. Увы, ошиблись.

На фабрике было занято без малого 300 человек, специалистов высокого класса. Инструменты изготавливались с нуля и чаще всего под заказ. На один аккордеон уходило минимум 110 часов и использовалось около 6000 деталей. Так что все они были высочайшего качества, что позволяло "Maugein" процветать и после Второй мировой, когда во Франции был большой спрос на аккордеонистов во время народных гулянок "бал-мюзет". Положительную роль сыграло и распространение джаза, а также свинга.

Однако в 90-х годах музыкальные моды стали меняться. Все национальные производители аккордеонов один за другим начали исчезать. Так что коррезская фабрика осталась в одиночестве. Но и она стала испытывать немалые трудности. Пришлось сокращать персонал, заказы редели, а на рынке появился мощнейшие конкуренты из Китая, где стоимость изготовления была на порядок ниже. "Maugein" попыталась диверсифицировать линейку за счет губных гармошек и электро-аккорденов, но это не спасло. Штат пришлось сократить до 29 человек, а накануне окончательного закрытия на прошлой неделе там оставалось всего 10 рабочих. И это не смотря на всплеск интереса к "пианино на ремнях", спровоцированный великолепным фильмом "Амели", саундтрек к которому написал композитор и аккордионист из Бретани Ян Тирсен.

Последний аккордеон "Maugein" был отправлен клиенту в минувший понедельник, а оставшиеся без работы люди, как впрочем и жители Коррез, возмущаются тем, что власти допустили исчезновение производства, реального достояния французской культуры. Их реакция тем более понятна, что буквально полгода назад в Тюле, административном центре департамента, был открыт памятный павильон с говорящим названием "Город аккордеона". На него потратили девять миллионов евро. То есть сумму, которая, говорят, могла бы спасти "Maugein".

Увы, такова тенденция: многие традиционные профессии, если не полностью исчезли, то находятся на грани. Это коснулось некогда знаменитых кружевниц, специалистов в области маркетри (инкрустации по дереву), а число портных, некогда своим мастерством составлявших славу стране, за последние десятилетия снизилось с 45 тысяч до нынешних менее шести тысяч.