Дорожных нарушителей предложили переаттестовывать

Заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов допустил, что в перспективе водителей за нарушения правил дорожного движения будут не только штрафовать, но и переаттестовывать, проверяя таким образом их знание ПДД. Инициатива вызвала массу вопросов - от того, как это вообще внедрить, до того, нужно ли это в принципе.
Николай Хижняк/РИА Новости

Идею Ликсутов высказал в интервью международной медиасети TV BRICS, отвечая на вопрос, какой международный опыт могла бы перенять Москва. "Мы хотим, чтобы в городе снижалось количество дорожно-транспортных происшествий, смертность на дороге. У многих коллег есть опыт в этой части. Нарушителей не просто штрафуют в некоторых городах, а еще и заставляют дополнительно пройти курсы обучения правилам дорожного движения. Не все деньги решают, и это очень правильно", - пояснил вице-мэр.

У опрошенных "РГ" экспертов идея вызвала двоякие чувства. Руководитель экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский напомнил, что за некоторые нарушения у нас и сейчас следует лишение прав, а потом сдача теоретического экзамена на знание ПДД. "Но так наказывают за серьезные нарушения - пьяную езду, выезд на встречную полосу, повторный проезд на красный сигнал светофора и т. д., - объясняет он. - В случае с рядовыми нарушениями идея переаттестации может показаться интересной при их массовости - например, когда нарушений от 100 в год. Но тут надо учитывать, что большинство нарушений сейчас фиксируют камеры и штраф оформляется на владельца машины, а не на того, кто был за рулем. Будет сложно определить, кого именно надо переаттестовывать".

После некоторых нарушений и сейчас приходится сдавать экзамен

Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин напоминает, что мировой опыт разнообразен и не сводится к одной переаттестации. "Известна, например, финская модель, где размер штрафа зафиксирован не в конкретной сумме, а в проценте от размера дохода человека, полученного в прошлом году, - отметил он в разговоре с "РГ". - Чем больше заработок, тем больше штраф. А у нас сейчас за превышение скорости от 20 до 40 км в час штрафуют на 500 рублей, при оплате с 50-процентной скидкой в льготный период они превращаются в 250 рублей. Для более-менее состоятельного горожанина это не чувствительные деньги".

А еще, добавляет Блинкин, у нас в стране есть нештрафуемый порог 20 км в час, и это мировой рекорд. Только у нас можно ехать по улице с ограничением 60 км в час со скоростью 79 и не быть оштрафованным. При этом с точки зрения безопасности такое нарушение несет большие риски - увеличивается тормозной путь, остается меньше времени на реакцию, травмы попавшего под машину пешехода при высокой скорости будут куда серьезнее. Но формально штрафовать не за что.