Проверка слуха: Водителей электросамокатов обяжут сдавать биометрию?
С чего все началось? Есть постановление правительства Москвы, которое разрешает использовать биометрические данные при постановке электросамокатов на стоянку. Оно же включает те же самые возможности при постановке на стоянку авто, взятых в краткосрочную аренду. Идея понравилась. Поэтому появилось новое предложение: внедрить биометрию в сервисы для аренды электросамокатов. Это нужно для того, чтобы несовершеннолетние водители и нарушители ПДД не смогли пользоваться приложениями по чужим аккаунтам. Информацию подтвердили в аппарате вице-премьера - главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Он распорядился проработать возможность проведения такого эксперимента.
Однако пока все это находится на уровне идеи. Кроме вопросов парковки. Дело в том, что реализовать историю проверки лица не очень просто. Есть несколько важных моментов - нужно соблюсти закон о распространении персональных данных, а также закон о защите прав потребителей. Допустим, Москва соблюсти первый закон сможет. Но что будет в регионах? Второй нюанс. Еще есть установленные законом рамки распространения и доступа к информации. И это тоже вопрос.
Как пояснил руководитель направления по взаимодействию с органами власти оператора краткосрочной аренды средств индивидуальной мобильности Сергей Карлов, на данный момент речь идет не о конкретном проекте, а об идее. При аренде самоката или машины - не все. Не заложена ни техническая, ни законодательная база под реализацию такой инициативы, поэтому обсуждать подробности и параметры реализации такой инициативы пока преждевременно.
Опрос авторизации пользователя и поездки гораздо более актуален для частных самокатов. На данный момент именно этот сегмент самый неотслеживаемый, в том числе с точки зрения параметров безопасности поездки и соблюдения правил (скоростной режим, возраст пользователя, число пассажиров, соблюдение ПДД).
Любая инициатива в сфере городского транспорта не должна создавать дискомфорт для пользователей кикшеринга, которые ездят аккуратно и соблюдают ПДД, - их в сервисе более 99,9%
Но еще надо отметить, что при реализации подобной инициативы возникнет несколько глобальных вопросов. Первый из них: кто и как предоставит доступ частным компаниям к биометрии? Как обеспечить такой поток информации через серверы? На эти вопросы "РГ" ответили в Центре биометрических технологий (ЦБТ), являющимся оператором Единой биометрический системы (ЕБС), где по закону и могут храниться биометрические данные россиян. "Доступа к биометрии, хранящейся в Единой биометрической системе, у частных организаций не будет. Биометрические данные (изображения, записи голоса) не покидают периметра ЕБС и не передаются сторонним организациям. В рамках функции подтверждения личности пользователя самоката планируется применение векторной модели взаимодействия с ЕБС", - пояснили в ЦБТ. В рамках векторной модели организации предоставляется вектор - набор символов, сгенерированных на основе изображения, хранящегося в ЕБС. В этом сценарии подтверждение личности осуществляется в инфраструктуре аккредитованной организации и на основе вектора, представленного организации. При этом восстановить исходное изображения из вектора невозможно.