Наиболее остро стоит вопрос поиска квалифицированных производственных кадров - инженеров, мастеров цехов, технологов, механиков (в них нуждается 57% МСП). Кроме того, особенно востребованы сотрудники логистики (водители, курьеры, грузчики): 22% предприятий не хватает специалистов этой сферы.
Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с демографическими факторами. "Происходит сокращение доли населения в наиболее экономически активном возрасте (30-39 лет), при этом растет доля взрослого населения. Среднестатистический соискатель "взрослеет" - в зависимости от позиции и отрасли средний возраст увеличился на 2-5 лет по сравнению с показателями 2023 года", - рассказали в SuperJob.
По данным компании, в условиях кадрового дефицита предприятия вынуждены менять подходы к найму. "Рекрутеры стали более лояльно относиться к соискателям, которые часто меняют работу и имеют перерывы в трудовом стаже. В свою очередь, и сами работники демонстрируют большую мобильность - доля тех, кто считает, что работу следует менять как можно реже, снизилась с 19% в 2021 году до 15% в настоящее время", - отмечают аналитики SuperJob.
Помимо снижения требований к квалификации сотрудников (21% компаний использовали этот метод для того, чтобы найти сотрудников в этом году), актуальным остается наем кадров из других регионов страны (так поступило 13% предприятий). "В России есть трудодефицитные и трудоизбыточные регионы, но работники неохотно переезжают из-за жилищного вопроса и нежелания покидать привычную среду. Охотнее переезжают туда, где работодатель готов компенсировать переезд и обустройство на новом месте", - заметила Людмила Иванова-Швец, к.э.н., доцент Базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Индекс RSBI также показал, что компании активно переходят на цифровые каналы поиска сотрудников. Самыми популярными методами оказались специализированные сайты для поиска персонала - ими пользуется 61% предприятий малого и среднего бизнеса. Также востребованы группы в социальных сетях, которые позволяют размещать вакансии и находить узкоспециализированных специалистов. Через объявления на сайте компании и в СМИ персонал ищут 15% и 12% компаний соответственно. Однако популярность последних двух методов падает. Рекомендациям коллег или знакомых при найме новых людей доверяют 46% предпринимателей, а 22% компаний ищут работников на бирже труда или через центр занятости. Лишь 11% обращаются в кадровые агентства, поиск сотрудников через которые, по мнению исследователей, более удобен крупному бизнесу.
Ситуация с текучестью кадров остается неоднородной. У 59% опрошенных компаний она находится на низком уровне (0-5%), однако в сфере услуг каждое четвертое предприятие (26%) сообщает о повышенной текучке - более 10% в год. Аналитики связывают это с сезонностью работы и большой вовлеченностью неквалифицированных кадров. Похожая ситуация сложилась и с заполнением вакансий в сфере производства. Однако, по словам аналитиков, за год она улучшилась благодаря повышению зарплат и смягчению требований к квалификации сотрудника.
"В условиях дефицита рабочей силы для заполнения вакансий более активно должны работать сами компании, предлагая достойное вознаграждение и условия", - подчеркивает Иванова-Швец. Это подтверждается данными исследования: все больше компаний привлекают сотрудников за счет повышения оплаты труда (популярность этого метода увеличилась с 59% до 64% за год), однако предложение расширенного социального пакета становится менее популярным среди предприятий малого и среднего бизнеса (уменьшилось с 19% до 16% за тот же период).