В настоящее время российские космонавты работают за бортом МКС в скафандрах "Орлан-МКС". По мнению Героя России командира отряда космонавтов Олега Кононенко, который впервые в мире провел на орбите в общей сложности 1111 дней и недавно вернулся из годовой экспедиции, это самые надежные, безопасные и грамотно сконструированные устройства для ВКД. А проще - для работы в открытом космосе.
Но некоторые предложения по модернизации конструкции современных скафандров для работы в открытом космосе у космонавтов есть. "Все они, конечно, формируются с учетом накопленного опыта их эксплуатации космонавтами", - подчеркивает Кононенко.
Так, космонавт перечислил характеристики, которые в будущем требуют модернизации. Например, изменить рамку кирасы скафандра с прямоугольной на трапециевидную для облегчения входа в скафандр; сделать сменные рукава скафандра нескольких типоразмеров, так как антропометрия рук у космонавтов разная; разработать видеокамеры для ВКД с установкой на шлеме скафандра без ухудшения обзора в верхней его части и без увеличения габаритных размеров шлема. "И, самое главное, интегрировать внутрь скафандра реактивную установку для возвращения к станции космонавта при потере контакта с поверхностью МКС", - заметил Олег Кононенко.
"Орлан-МКС" называют "умным скафандром". Его мозг спрятан в компьютере, который находится в накладном отсеке наспинного ранца. У космонавта перед глазами лишь жидкокристаллический дисплей. Именно на него автомат выдает все данные по состоянию систем скафандра и подсказки, как и что нужно проконтролировать. Если случится сбой, тут же высветится информация, раздастся звуковой сигнал. Тестирование по 50 параметрам, и на все про все лишь полминуты! "Это очень важно, - делился с "РГ" Герой Советского Союза космонавт Виктор Афанасьев, который семь раз работал вне борта станции. - Раньше, тренируясь, мы должны были запоминать все нештатные ситуации и держать в голове, что и как необходимо делать. А сейчас у космонавта есть дополнительная cтраховка".