Жесткая денежно-кредитная политика - это не прихоть Центрального банка, а неизбежная реакция на происходящие в экономике процессы. Об этом заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина на совместном заседании комитетов Госдумы по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2025-2027 годы.
В прошлую пятницу Банк России поднял ключевую ставку до 21% годовых, такой высокой она не была за все время существования показателя (с 2013 года). ЦБ явно просигнализировал, что высока вероятность и очередного повышения показателя в декабре. Октябрьское повышение ставки было третьим за 2024 год, который начался с ключевой ставки 16%.
ЦБ повышает ставку из-за устойчиво высокой инфляции: годовой показатель роста цен превышает 8% при цели ЦБ 4%. Инфляцию разгоняют в том числе потребительская активность (создает дополнительный спрос на товары и кредиты), дефицит трудовых ресурсов (нельзя быстро нарастить производство плюс рост зарплат опережает производительность труда), проблемы с внешними расчетами (импорт становится дороже), а также повышенные инфляционные ожидания населения бизнеса (приводят к логике "лучше нарастить траты сейчас, а не копить"). Конкретно в этом году заметный вклад в общую инфляцию внесли индексация тарифов ЖКХ и повышение утилизационного сбора на автомобили.
"Инфляция - это прямой вычет из доходов граждан. Зарплаты и доходы растут не у всех - здесь есть большой разброс, и это одно из отражений структурных изменений в экономике. И нам важно не допустить разгона инфляции, ведь от нее очень сильно страдают люди, доходы которых не растут или растут незначительно", - пояснила Набиуллина. Что касается бизнеса, то высокая инфляция может быть выгодна только тому бизнесу, чьи товары люди вынуждены будут покупать независимо от роста цен, подчеркнула глава ЦБ. Этот бизнес сохранит маржу, но за это платят граждане, добавила она.
"При высокой инфляции рост экономики не может быть устойчивым. За бурным ростом последует спад, и суммарный рост, если и будет незначительным, вряд ли он кого-то устроит. Высокая инфляция - это еще и непредсказуемая инфляция, потому что это опасная иллюзия - считать, что повышенную инфляцию можно надежно удерживать в каком-то коридоре", - подчеркнула Набиуллина.
По ее словам, сам механизм ключевой ставки эффективен, как и раньше, однако механика ее воздействия на инфляцию не изменилась. "Но ее эффекты размыты влиянием других факторов, что в итоге требует более сильного изменения ключевой ставки для того, чтобы достичь требуемого результата", - считает Набиуллина. А опасения, что из перегрева мы стремительно скатимся в переохлаждение экономики, сильно преувеличены, отметила она.
По словам главы ЦБ, жесткая денежно-кредитная политика в нынешних условиях не противоречит задачам по развитию экономики, над которыми сейчас работает правительство. "Она делает так, чтобы эти усилия не ушли в свисток, не ушли в инфляцию, а работали именно на рост экономики. Эта политика защищает зарплаты, защищает пенсии, пособия и сбережения людей от роста цен", - добавила Набиуллина.
Ксения Юдаева, советник главы Банка России (до этого - первый зампред), покидает ЦБ в связи с решением продолжить работу за его пределами. Об этом сообщили в пресс-службе регулятора. "То, что нам удалось сохранить финансовую стабильность в кризисы, - это во многом ее заслуга", - отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Юдаева работала в Банке России с 2013 года.
В конце сентября премьер-министр Михаил Мишустин поручил управляющему от России в Международном валютном фонде (МВФ), министру финансов Антону Силуанову, внести для избрания на пост исполнительного директора от России в МВФ кандидатуру Юдаевой.