Стремительно растущие объемы перевозок требуют инноваций в строительстве транспортных артерий
Проверено временем
Дорожное строительство можно смело назвать одной из самых консервативных областей, поскольку любое новшество, будь то цифровая технология или уникальный материал, должно пройти сложную процедуру тестирования и сертификации - без этого невозможно гарантировать безопасность дорожного движения. Вдобавок сам спектр инновационных материалов существенно ограничен из-за суровых климатических условий, в которых нужно доказать не только их прочность и долговечность. В противном случае их внедрение становится нецелесообразным с точки зрения безопасности и экономики.
"Решения должны быть адаптированы к перепадам температур и интенсивным нагрузкам, что делает отрасль более консервативной и требовательной к проверенным технологиям, - объясняет в разговоре с "РГ" советник генерального директора ЮКЖД Алексей Лерон. - В этой связи в России осуществляется серьезное регулирование дорожного строительства в соответствии с федеральными стандартам и нормативами. Но их обновление происходит медленно, что усложняет внедрение инноваций".
Руководитель "ТН-Инжиниринг" Технониколь Сергей Дубляженко подтверждает, что сам конструктив дорог не менялся много лет, но поиск новых материалов и попытки применить их в строительстве происходят постоянно. Эту работу в тесном контакте с учеными и производителями стройматериалов непрерывно ведут министерство транспорта и Росавтодор.
Эксперт также отметил, что в последнее время настоящим прорывом стала система "Суперпейв" - метод объемного проектирования, при помощи которого можно подобрать асфальтобетонную смесь с заданными техническими характеристиками. В соответствии с ГОСТ Р 58401.1-2019, принятым в 2019 году, проектирование происходит под конкретные условия эксплуатации с учетом широкого диапазона климатических зон - в системе есть классификация, которая позволяет определить верхнюю и нижнюю температурные границы.
Неотъемлемой частью современного дорожного строительства стали новые технологичные материалы и техника, которые обеспечивают возможность реализации технических решений нового уровня, объясняет профильный специалист консалтинговой компании НЭО Сергей Нецветаев.
"Полимер-битумные вяжущие, щебеночно-мастичные асфальтобетоны, технологии холодного ресайклинга для укрепления грунта, разнообразные геосинтетические материалы активно используются сегодня, хотя около 20 лет назад носили статус экспериментальных и стоили очень дорого", - сказал он.
Собеседник "РГ" добавил, что на базе Российского дорожного научно-исследовательского института ведется специальный Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения - им пользуются автодорожные структуры со всей страны.
Программа помощи
Внедрение новых цифровых технологий и ПО позволяет значительно повысить скорость строительства дорог и сделать экономику сопутствующих процессов гораздо более прозрачной и предсказуемой.
"Крупные проекты, которые реализуются последнее время, требуют новых подходов и современных технологий, что ускорило процесс цифровизации, - объясняет представитель ГК "Автодор". - Сегодня в дорожной отрасли, как и во всем строительстве в целом, активно внедряются электронные системы мониторинга и контроля, цифровые двойники и автоматизированный контроль качества, позволяющие повысить надежность и долговечность инфраструктурных объектов".
Эксперты отмечают, что в целом в последние годы важным фактором в повышении качества дорожного строительства стало принятие ТР ТС 014/2011, задавшего новые стандарты и правила. Этот регламент создал основу для многочисленных инициатив, направленных на улучшение качества дорог, включая активное использование цифровых инструментов и интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
Сейчас в отрасли дорожного строительства очень активно используются BIM-технологии, создающие информационную модель проекта и прослеживающие весь его жизненный цикл - от проектирования до ввода в эксплуатацию. Для строительства в целом это можно считать действительно прорывной технологией.
"Строительство дороги - живой процесс: в зависимости от ситуации на различных участках могут вноситься корректировки. Раньше каждая такая корректировка добавляла проектной организации часы дополнительной работы, ведь нужно было вручную проводить перерасчеты, адаптировать их с основным проектом", - рассказал Сергей Дубляженко.
Статья расходов
В целом перспективными для дорожного строительства цифровыми технологиями остаются практически любые разработки, связанные с машинным зрением и интернетом вещей. Среди них Алексей Лерон особенно выделяет датчики, монтируемые в дорожное полотно, и дроны. Их массовое использование позволит реализовать проекты умных дорог с цифровыми системами управления трафиком, отслеживанием состояния дорожного полотна в онлайн-режиме, системами "свободного потока" для ускорения движения транспорта в целом.
Сергей Нецветаев в беседе с "РГ" отмечает: "Как и для любого объекта капитального строительства, для автодороги крайне важно снижение операционных затрат на этапе эксплуатации. Высокое качество, заложенное на этапе строительства, использование современных технологий и материалов для строительства и ремонта земляного полотна и дорожного покрытия действительно позволяют минимизировать затраты на дальнейших этапах жизненного цикла объекта. Но чтобы сделать строительство еще более эффективным с экономической точки зрения, нужно использовать и новые цифровые решения".
Аналитики "РТС-тендер" добавляют, что в последнее время активно цифровизируются и закупки в сфере дорожного строительства. По открытым данным Единой информационной системы (ЕИС), за 9 месяцев этого года по этой процедуре заключено контрактов на 6,5 триллиона рублей, из них 1,5 триллиона рублей - в дорожном строительстве (ОКПД2 42.1), что составляет почти четверть от всего объема.
"Цифровизация закупок сильно помогла рынку, - говорят в "РТС-тендер". - Прежде всего с 1 января 2022 года в ЕИС внедрили электронное актирование, и Минтранс России отмечал, что это одна из самых крупных реформ в закупках в целом. С этой даты заказчики и поставщики стали формировать и подписывать документы по товарам и услугам в электронной форме. Процедуры стали прозрачнее, появился автоматизированный сбор и анализ отчетности".
При этом только за три квартала этого года с помощью цифровых закупок удалось сэкономить 41,6 миллиарда рублей. Внушительная цифра получилась благодаря повышению уровня конкуренции между поставщиками - в 2024 году их число выросло да 39,8 тысячи компаний, а общий объем заказов увеличился до 44,2 тысячи единиц.
Проректор НИУ МГСУ по цифровой трансформации Александр Скворцов добавляет, что недавнее внедрение системы контроля дорожных фондов (СКДФ) помогает отслеживать состояние дорожного покрытия в режиме реального времени и эффективно управлять экономикой дорожного строительства через инструменты финансового планирования.