Так, разброс цен в Михайловском театре Санкт-Петербурга от 6 тысяч до 30 тысяч рублей за билет на спектакли в конце декабря. К слову, об использовании "Пушкинской карты" речь идти не может. Номинал карты всего 5 тысяч, а "комплексная оплата", - карта плюс собственные средства, не предусмотрена. За минимальные 6 000 рублей достанется билет не ближе 2 ряда 3 яруса. В партер меньше чем за 20 тысяч - не попасть.
В Мариинском театре (основная сцена) самые дешевые билеты на зимнюю сказку на дневной сеанс: от 5000 до 14000 рублей. На предновогодние спектакли билеты пока есть.
Есть мнение, что с учетом транспортных расходов (билетов туда-обратно на "Сапсане"), посещение "Щелкунчика" в Мариинке обойдется дешевле, чем билет в Большой театр.
Между тем, как пояснили "РГ" в комитете по культуре Санкт-Петербурга, по федеральному законодательству театры самостоятельно устанавливают цены на услуги и билеты в зависимости от спроса, а что касается Мариинки - то это театр федерального значения, функции учредителя которого выполняет Минкультуры России. Впрочем, Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинки, уже публично сослался на мировой опыт, согласно которому есть билеты первого класса, бизнес-класса, экономкласса и прочих. И что в театре просто следуют общемировому тренду. Между тем старшее поколение с ностальгией вспоминает времена, когда билеты в ту же Мариинку, тогда Кировский театр, - были доступны всем, пусть и с переплатой перекупщикам или продажей "с нагрузкой", то есть когда приходилось заодно приобретать билеты в непопулярные театры.
Уже практически нет билетов на "Щелкунчик" в Перми. И это при том, что в Пермском театре оперы и балета цены на декабрьские спектакли начинаются от 8000 тысяч рублей, а самые дорогие - в партере - обойдутся 20 000. Несмотря на это, пермяки скупают билеты, как только они еще осенью появляются в продаже.
- Спрос на пермского "Щелкунчика" объясняется тем, что этот спектакль идет в уникальной постановке Алексея Мирошниченко, - поясняет Юлия Баталина, редактор отдела культуры издательского дома "Компаньон". - Такого нет больше нигде в России. Пермский "Щелкунчик" - балет исключительной красоты и очень содержательный, в нем показана история взросления девочки-подростка в России времен Чайковского. Кроме того, "Щелкунчика" в Перми показывают только в новогодние дни, в течение всего года его посмотреть невозможно. Это подогревает зрительский интерес, и потому билеты, хоть и стоят дорого, разлетаются моментально.
К слову, в новогодние праздники в Перми на сцене театра оперы и балета идет еще одна постановка "Щелкунчика". Это также уникальный спектакль, поставленный детской балетной школой "Фуэте". На сцене - более сотни артистов, причем самому младшему чуть больше трех лет. На эту детскую версию "Щелкунчика" тоже огромный спрос. Билеты на него раскупаются еще быстрее, чем на постановку Мирошниченко.
Показательно, что в обычные дни билеты на спектакли в пермском оперном можно купить гораздо дешевле. Например, на балет "Ярославна" - от 3 000 до 7 000 рублей. На постановки для детей билеты обойдутся от 200 до 3 500 рублей.
- Публика уже привыкла к тому, что поход в театр в новогодние праздники нужно планировать заранее, - говорит заместитель генерального директора по связям с общественностью Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) Александр Савин.
В этом году в афише театра, начиная с 17 декабря и до конца новогодних каникул, 8 января, стоит 26 спектаклей "Щелкунчик". В реализацию поступило около 38 тысяч билетов. И все они уже почти проданы, уточнили в НОВАТе. Театру даже пришлось ставить дополнительные спектакли, чтобы все желающие смогли побывать на главной новогодней постановке. Например, цена билетов на 8 января начинается от 3,5 тысячи рублей и доходит до 8,5 тысячи, разбег цен на спектакли в декабре существенней - от 3 тысяч до 12,5 тысячи рублей. Есть билеты и за 20 тысяч рублей - столько стоит место в ложу. 30 и 31 декабря стоимость билетов начинается от 5 тысяч и доходит до 35 тысяч, это билеты в ложи, где посетителям предлагается дополнительный сервис.
Показательно, что в предновогодние дни в Новосибирский театр оперы и балета все больше приезжает гостей из соседних городов и даже Москвы. Нередки случаи, когда москвичи целыми компаниями летят в Новосибирск, где смотрят балет "Щелкунчик", а здесь он точно такой же, как и в Большом театре в Москве, - по либретто Юрия Григоровича, а затем на несколько дней едут на Алтай. "Нам дешевле слетать на спектакль в Новосибирск, чем пытаться купить билеты в Большой театр", - поделилась мама троих детей Наталья Зимина, живущая в столице.
Многим вообще не понятен ажиотаж и желание сходить на "Щелкунчика" именно в канун Нового года. Конечно, есть традиции, но завсегдатаи предлагают шире посмотреть на афишу, в которой немало других красочных спектаклей - как оперных, так и балетных. В их числе - "Золушка", "Спящая красавица", "Жизель, или Вилисы", "Корсар", в декабре ожидается премьера оперы-сказки "Двенадцать месяцев". Стоимость билетов и на них, ожидаемо, выше, чем обычно. Но всегда есть выбор. К примеру, стоимость билетов на "Золушку" в декабре начинается от 2,5 тысячи, в феврале - от 500 рублей.
Билеты на предновогодние показы "Щелкунчика" в екатеринбургском "Урал Опера Балет" были раскуплены все до единого больше месяца назад. Как вариант, посмотреть чудесную сказку можно и в дни новогодних каникул. На 3 января есть билеты на вечерний спектакль, билет поближе к оркестру обойдется в 15 тысяч. А вот 19-го января можно насладиться балетными искусством из ложи бельэтажа уже за вполне приемлемые 2,5 тысячи рублей.
Выбрать вместо "Щелкунчика" другой спектакль с новогодней тематикой в Екатеринбурге в декабре тоже не получится, проданы все билеты на балет "Снежная королева", оперу "Морозко" и Рождественский концерт. Билеты на январь на эти постановки стоят от 650 рублей до 10 тысяч, но их тоже почти не осталось. Получается, что цена билетов, конечно, имеет значение, но не такое критичное - люди готовы платить за новогоднее настроение, и пик спроса приходится как раз на предновогодние дни.
"РГ" спросила некоторых известных людей о том, что они думают о подскочившем в разы ценнике на "Щелкунчик".
Сергей Шуб, генеральный директор театра-фестиваля "Балтийский дом":
- Цены и должны расти, но в разумных пределах. Ведь театры только частично финансируются государством, им приходится зарабатывать самим. А цены растут - буквально на все. И нужно увеличивать гонорары, которые мы платим приглашенным режиссерам, художникам. Все это так. Но не нужно скатываться до спекуляции. Нужно иметь совесть - как у русских купцов. Несмотря на то, что билеты и по крайне завышенным ценам тоже покупают. Но, извините, поход в Мариинский становится для 90 процентов населения Санкт-Петербурга недосягаемой мечтой. Мы в своем театре такого себе не позволяем. Цены на новогодние каникулы повышаем не больше, чем на 20-25 процентов от обычной цены.
Андрей Борисенко, космонавт, герой России:
- Считаю, что билеты на один и тот же спектакль в одном театре должны быть все-таки в разных ценовых категориях. Пусть на первый ряд и по 30 тысяч, но должны быть и доступные по цене места, например, по 3 тысячи. Мне, как зрителю, кажется, что так будет справедливо. Другое дело, что, возможно, за дешевыми билетами будут охотиться перекупщики и продавать их значительно выше номинала.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:
- Такой ценник означает: театры фактически поделены на элитарные и для всех. Сейчас не советские времена, когда театры были для широких масс. К тому же дорожает все: и продукты, и коммунальные услуги. Да, это обидно, что работающий человек зачастую не может себе позволить приобрести билеты на "Щелкунчика", у многих зарплаты не сопоставимы с театральным ценником. У кого с финансами не очень - могут купить билеты в более дешевый театральный сегмент.
Ирина Брондз, художественный руководитель-директор театра "Карамболь", Санкт-Петербург:
- Мы социально-ориентированный театр, мы дорожим своими зрителями. Я считаю, что любой ребенок должен иметь право приобщиться к искусству и расти на качественных театральных постановках, чтобы каждый мог бы вспоминать потом о своем детстве, в котором было театральное чудо, сказка, музыка. И был повод подумать о себе, своей семье и друзьях. Мне кажется, что нельзя театральное искусство делать исключительно элитарным с точки зрения финансовой составляющей, а именно - стоимости билетов.