Глава Большого театра Беларуси Дулова: Проект "Патетический дневник..." могут показать в Москве

Покровитель творчества Аполлон и нимфы с нетерпением ждут гостей из России.
Покровитель творчества Аполлон и нимфы с нетерпением ждут гостей из России. / Александр Кулевский
В декабре жизнь в Большом театре Беларуси будет бить ключом: начинается сезон "Щелкунчиков". Удовольствие, доступное лишь самым расторопным: достать билеты в дни рождественских и новогодних праздников чрезвычайно трудно. В этом году, впрочем, театр постарался пойти навстречу зрителям, "Щелкунчики" будут идти почти бесперебойно и по два раза в день. Но не только сказкой Гофмана в эти дни живет Большой. 30 ноября здесь представят еще одно произведение Чайковского, над которым не властно время, - оперу "Евгений Онегин". Эта постановка станет восьмой на сцене театра. Накануне ее сдачи мы встретились с генеральным директором Большого театра Екатериной Дуловой.

Екатерина Николаевна, совсем скоро исполняется 25 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Знаю, что белорусским зрителям по этому поводу вы готовите особенный подарок...

Екатерина Дулова: Действительно, 8 декабря Мариинский театр представит на нашей сцене одну из мощнейших исторических драм - оперу "Хованщина" Модеста Мусоргского. Инициатива исходила от маэстро Валерия Гергиева, он же лично встанет в этот вечер за дирижерский пульт. Ждем весь состав первых звезд Мариинского театра. Когда-то "Хованщина" шла и у нас, но для России это, безусловно, одно из самых знаковых музыкальных сочинений наряду с "Борисом Годуновым".

Кроме звезд Мариинского театра, в декабре в Минск впервые приедут артисты Чувашского государственного театра оперы и балета "Волга Опера". Неожиданное, казалось бы, сотрудничество.

Екатерина Дулова: Наоборот, долгожданное. Начнем с того, что за два последних года театр подписал меморандумы о сотрудничестве с 16 зарубежными театрами, 10 из которых представляют Россию.

Екатерина Дулова: Обсуждается возможность показа в Москве нашего масштабного проекта "Патетический дневник памяти". Фото: Предоставлено Большим театром

Это позволило нам расширить контакты и организовать масштабные обменные гастроли, в том числе с Большим театром России, выступить в Астраханском и Самарском театрах оперы и балета, а также на Новой сцене Мариинского театра. Кроме того, наш балет побывал с коммерческими (и очень успешными!) гастролями в Йошкар-Оле, Казани, Уфе, Челябинске, Тюмени... За это же время, с 2022 по 2024 год, на сцене нашего театра представили свои спектакли 11 ведущих коллективов России. К слову, в декабре на Минский международный Рождественский оперный форум к нам приедет не только "Волга Опера" со своим нашумевшим "Главным вопросом", но и наш давний партнер - Воронежский театр оперы и балета. Также на форуме совместно с "Культурным центром Елены Образцовой" пройдет гала-концерт с участием победителей Международного конкурса молодых певцов Елены Образцовой.

Беларусь сейчас активно развивает экономическое сотрудничество с самыми дальними регионами России. А что по связям культурным?

Екатерина Дулова: Дальние регионы тоже задействованы: скажем, совсем скоро наши артисты отправятся с гастролями в Новосибирск. Вели переговоры с Республикой Саха (Якутия), где есть прекрасный театр "СахаОпераБалет". Думаю, вернемся к этой теме в 2025 году.

И еще раз о новогоднем. Как вы думаете, почему Новый год и "Щелкунчик" неразделимы?

Екатерина Дулова: Знаете, я много лет пытаюсь анализировать этот феномен. Причем мы наблюдаем его на территории всего Союзного государства, особенно в Москве и Петербурге, где ситуация с билетами еще более взвинченная. Почему-то многим кажется, что без присутствия на "Щелкунчике" все последующие праздники не состоятся. Причем после 31 декабря наблюдается спад интереса к спектаклю... Самое примечательное, что "Щелкунчик" - это явление, которое вдруг стало абсолютно славянским. Ведь изначально это немецкая сказка, которая в интерпретации Петра Чайковского стала совершенно русской, близкой и понятной всем нам. Этому, кстати, способствовало и переименование главной героини из Клары в Машу. Так вот, отвечая на вопрос, почему именно "Щелкунчик"? Потому что это спектакль о чуде, об удивительном погружении в мир елочных игрушек, о той самой новогодней магии, на которую в глубине души надеются не только дети, но и взрослые.

С 2022 по 2024 год на сцене Большого театра Беларуси представили свои спектакли 11 ведущих коллективов России

Хорошо, посоветуйте тогда альтернативу "Щелкунчику" для тех, кто, предположим, не успел купить билеты.

Екатерина Дулова: Назову даже несколько спектаклей из нашего репертуара. Во-первых, новая постановка "Золушки" Сергея Прокофьева. Это ведь тоже своего рода новогодняя сказка. Во-вторых, в декабре 2022-го у нас появился совершенно замечательный семейный спектакль "История Кая и Герды". 45 лет назад Сергей Баневич написал настолько доступную, теплую и трогательную партитуру, что все эти годы она не теряет своей актуальности. Ну и, конечно, порекомендую "Летучую мышь" со всем известной музыкой Иоганна Штрауса. На мой взгляд, это произведение, которое всегда создает настроение праздника.

А каких спектаклей, как вам кажется, не хватает в репертуаре?

Екатерина Дулова: Вы знаете, долгое время я вынашиваю замысел большой сказки - оперы "Руслан и Людмила" Михаила Глинки. Но пока этот спектакль в силу разных причин нам не по силам. А ведь эта опера могла бы стать настоящим украшением афиши. Музыка великолепная! Недавно я вернулась из Москвы, где была в жюри Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки. Отслушала огромное количество арий из оперного репертуара композитора и в очередной раз убедилась, как точно эта музыка выдает профессионализм артистов, раскрывает их голоса в полной мере. Поэтому взять в репертуар такое произведение, как "Руслан и Людмила", - настоящее профессиональное испытание для труппы. Кроме того, хочется, чтобы эта сказка была решена современно, с использованием всех технологий, с летающим Черномором в том числе. Поэтому пока мы только на пути к реализации этой задумки. Планирую также кардинально обновить "Баядерку". Ведь спектакль - это не музейный экспонат, его можно и нужно освежать. Так в 2022-м у нас произошло с "Жизелью". Мы стали замечать, что у публики упал интерес. Но стоило обновить спектакль, придать ему шарм и стиль, как он стал одним из самых востребованных в репертуаре.

С "Евгением Онегиным" такая же история?

Екатерина Дулова: Абсолютно. Это был очень статичный спектакль, который очевидно требовал нового взгляда, свежего дыхания, которое в него вдохнула главный режиссер Большого театра Беларуси Анна Моторная.

Идея представить в Минске "Хованщину" Модеста Мусоргского исходила от маэстро Валерия Гергиева. Фото: Пресс-служба Мариинского театра

Планы на новый год уже можете озвучить?

Екатерина Дулова: Обсуждается возможность показа в Москве нашего масштабного вокально-хореографического проекта "Патетический дневник памяти" - выдающегося, на мой взгляд, сочинения, созданного за счет средств фонда Президента по поддержке культуры и искусства. В основу этого произведения легла музыка отечественных композиторов, которую дополнили документальные свидетельства трагедии и героизма белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Задействована практически вся труппа - 305 человек! Есть предложение показать "Патетический дневник..." в Большом театре России в День единения народов Беларуси и России. В год юбилея Великой Победы, мне кажется, это будет особенно актуально.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться