Цифровой заказ

Программисты наращивают экспорт в дружественные страны
Почти 600 миллиардов рублей могут заработать отечественные IT-компании на экспорте своей продукции к концу 2024 года. Такие цифры озвучивает ассоциация разработчиков программного обеспечения "Руссофт". По данным объединения, после ощутимого падения в 2022-м индустрия высоких технологий постепенно наращивает поставки софта за пределы России. Кто готов покупать сегодня российское ПО и какие задачи еще предстоит решить разработчикам, корреспонденту "РГ" рассказали эксперты.
iStock

Еще буквально два года назад, когда отечественные компании фактически отрезали от международного экспорта в результате санкционного давления, объемы поставок софта за пределы нашей страны упали сразу на 21 процент.

В 2023-м негативный тренд продолжился, и аналитики рынка зафиксировали очередное снижение экспорта на 30 процентов. Сейчас ситуацию удалось стабилизировать во многом благодаря налаживанию новых логистических цепочек с дружественными странами. По некоторым прогнозам, объем экспорта российской ИТ-продукции уже в этом году может вырасти на 6,6 процента.

"Это логичная закономерность рынка. До 2022 года IT-компании из России в основном поставляли свой софт в страны, которые позднее оказались в числе недружественных. Естественно, оперативно найти новых партнеров не получилось, произошел спад. Новые рынки экспорта технологий потребовали новых подходов", - отметил президент ассоциации "РУССОФТ" Валентин Макаров.

Проблема также заключалась в недостаточном объеме господдержки экспорта отечественного программного обеспечения. В первую очередь, это касалось лицензирования ПО за пределами нашей страны - этот процесс всегда непростой, длительный и весьма затратный.

В то же время интерес к российским технологиям в дружественных странах колоссальный. Самыми перспективными рынками, готовыми приобретать отечественный софт, сегодня считают Индию, Бразилию, Китай, Казахстан и Узбекистан. При этом все большую актуальность приобретают так называемые платформенные продукты, когда разработчики поставляют не отдельную программу, а единый комплекс работающих на ее основе сервисов. Так, например, российская компания уже в ближайшее время запустит в Индии завод по выпуску планшетов с собственной операционной системой, разработанной на основе "Альт".

Однако следует иметь в виду, что на новых рынках действуют свои правила игры. Те же индийцы часто занимаются семейным бизнесом, а в Узбекистане ценят личные встречи и доверие при общении с партнерами. Эти особенности, убеждены эксперты, необходимо учитывать.

Если говорить об экспортных трендах 2024 года, то в плане поставок софта сильных изменений, по мнению аналитиков, не произошло. Упор по-прежнему делают на страны Ближнего Востока и в целом на арабский мир, Африку и частично Азию.

Охотнее всего другие страны покупают российские ИТ-продукты для образования, кибербезопасности, телемедицины, банковской сферы и монетизации контента

"Как и раньше, в первую очередь продукты российских вендоров интересны тем организациям, которые так или иначе связаны с государством. То есть это может быть, например, силовой блок либо компании, в которых есть доля государственности, - рассказал "РГ" коммерческий директор компании "Код Безопасности" Федор Дбар. - Почему именно они? Дело в том, что в таких организациях, как правило, хорошо отдают себе отчет в критичности функционирования различных IT-систем, поэтому к выбору средств информационной безопасности и поставщика софта относятся весьма щепетильно и готовы рассматривать российских разработчиков в качестве альтернативного варианта для обеспечения кибербезопасности".

Главный вопрос: насколько российское ПО можно интегрировать в зарубежные софтверные системы? По словам разработчиков, за счет поставок программно-аппаратных комплексов (ПАК) каких-либо проблем с совместимостью у покупателей не возникает.

Многие вендоры продолжают испытывать проблемы с трансграничными платежами, но цифровые атташе из российских торгпредств помогают решать их

Как правило, платформу просто подключают к сети, после чего она готова к работе. Однако сама сеть имеет строгие стандарты, поэтому "по-своему" там делать ничего нельзя, и с этим приходится считаться при разработке экспортного софта.

Если же говорить в целом про мир информационных технологий, то он является глобальным. Стандарты отрасли интернациональны, особенно в плане разработки, поэтому нельзя быть в IT и двигаться в каком-то кардинально новом направлении.

"По большому счету это бессмысленно, потому что, во-первых, есть множество наработок со всего мира, которыми комфортно пользоваться и нет смысла их игнорировать. Во-вторых, если делать что-то свое, то его потом не встроишь ни в одну инфраструктуру. Поэтому в целом у отечественного ПО не должно быть особых проблем с интеграцией в те или иные зарубежные платформы", - заключил Федор Дбар.

В АНО "Центр глобальной ИТ-кооперации" добавили, что сегодня российские вендоры сосредоточились на пяти экспортных направлениях. Первое и основное - это, конечно, кибербезопасность. Решения наших разработчиков ценят давно, а качественных аналогов за рубежом либо нет, либо они уступают по функционалу отечественному софту. Далее, как ни странно, идет телемедицина - это технологии диагностики и удаленного мониторинга здоровья. Их особенно охотно закупают в странах, где не хватает своей медицинской инфраструктуры.

Попали в экспортные тренды и образовательные платформы, которые помогают готовить за рубежом тех же айтишников и сокращать таким образом кадровый дефицит.

Далеко вперед ушли российские банковские приложения. Сегодня отрасль финтеха активно выходит за рубеж, предлагая свои продукты странам, где пока еще недостаточно развита цифровая платформенность. Технологии для создания контента и его монетизации также активно закупают в России.

Впрочем, без помощи государства полностью преодолеть экспортные барьеры не удастся, поскольку российские компании изначально выходят на IT-рынок с более слабых позиций. Чтобы создать конкуренцию на международном рынке, отечественным разработчикам обязательно нужно идти за рубеж. Почему? Потому что силы с точки зрения конкуренции не равны уже на этапе старта - российские вендоры работают на рынке всего лишь в 150 миллионов человек, в то время как иностранные компании делают ставку на миллиарды людей. Следовательно, у них ощутимо крупнее так называемая инсталляционная база и куда больше возможностей для дальнейшего роста.

Фото: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов /Александр Фейст