"Убрать часы - формальный подход". Эксперты дали советы, как снизить нагрузку на школьников

Учителя: Уменьшение количества уроков - неэффективный способ снижения нагрузки
В 2025 году Госдума совместно с правительством займется снижением нагрузки на школьников.

Этот вопрос будет приоритетным в следующую сессию, заверил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

С фактами не поспоришь: рабочий день школьника длится порой даже больше, чем у нас, взрослых - до 10 часов.

По данным исследований, только в "началке" на занятия уходит 47 часов в неделю - здесь и уроки, и кружки, секции, и домашние задания, объем и сложность которых часто обескураживает родителей. А отдыхать когда? У почти 60 процентов детей не хватает времени на увлечения или хобби.

Как быть? Сокращать уроки? Убирать внеурочку? Отменять домашние задания?

- Делать образовательную программу короче, но еще более насыщенной, кажется, уже просто невозможно, - говорила в интервью "РГ" президент Российской академии образования Ольга Васильева. - Президентом поручено обеспечить формирование гармоничной, сбалансированной и результативной учебной нагрузки на школьников. Программа школы построена так, чтобы ребенок во время учебы знакомился с миром, познавал его. Можно сто раз говорить: "химия, физика не всем в жизни пригодится". Но только это те основы, которые все в школе направлены на одно: вместе, шаг за шагом, познавать мир.

Однако проблема есть и решать ее нужно всем. Эксперты "РГ" поделились возможными вариантами решения.

Ангелина Рябина, директор школы, г. Астрахань:

- Уменьшение количества уроков нельзя рассматривать как эффективный способ снижения нагрузки на учеников.

Убрать часы - это формальный подход, содержательно-то все останется. Утверждены федеральные программы, составленные с учетом новых ФГОСов, и уменьшение часов, скорее всего, повлечет самостоятельное изучение материала. Это отразится на качестве образования, промежуточной и итоговой аттестации.

Немаловажной проблемой будет уменьшение часов учителей, что в свою очередь скажется на заработной плате педагогов.

А вот что можно сделать, оставив то же самое количество часов, соответствующих федеральному учебному плану, - это перераспределить нагрузку. Освободить детей от объемных домашних заданий, которые вполне успешно можно делать в школе. Для этого необходимо менять методику, построить преподавание так, чтобы ученики не только усваивали новый материал на уроках, но и закрепляли, отрабатывали его в классе и во внеурочной деятельности.

Так получится сохранить то количество часов, которое сегодня существует, но при этом качество образования может улучшиться, а у детей появится больше времени для кружков и секций.

Светлана Балабан, кризисный психолог:

- Давайте рассмотрим день школьника. Что мы видим: школа, уроки, тренировки/кружки, телефон/компьютер, игры. И поверьте, телефон, игры, видео и т.д., - у многих детей это нагрузка чуть ли не номер один, а потом уже школа, уроки. Да, они могут до двенадцати делать уроки, плача от усталости, но не забудут до этого поиграть в игру или посмотреть видео. Это первый вопрос.

Второй - и он больше к родителям младшеклассников: если ребенок учится в начальной школе, зачем ему каждый день кружки? Дети заняты на уроках, социализируются в школе, голова загружена информацией "по крышечку". Для чего ему еще дополнительная нагрузка? Конечно, если ребенок сам стремится в кружок или секцию, это одно. Но я знаю родителей, которые просто записывают детей на занятия, потому что "надо". Так вот так - не надо.

Кажется, проблема не столько в школьной нагрузке, сколько в количестве потребляемой информации, которой сейчас загружены головы детей и взрослых. И стоит подумать в первую очередь об этом.

Корастылев Елена, директор школы №18 им. Подольских курсантов, г. Подольск:

- Учебная нагрузка выверена специалистами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, программа отвечает современным требованиям к образованию. Врачи, психологи утверждают, что здоровье, психоэмоциональное состояние ребенка зависит в первую очередь от правильного режима дня. 1-2 часа достаточно для того, чтобы настроиться на выполнение домашнего задания, освободить мысли от прошедших школьных занятий.

Если обратиться к фактам, мы увидим, что занятия в начальных классах заканчиваются в 11.30 - 12.30, а в основной и средней школе с 13.30 до 14.30. Дальше простая математика. Объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 - 2,5 часа, в 9-11 классах - 3,5 часа. Даже с учетом внеурочной деятельности и дополнительного образования (от 2 до 10 часов в неделю) у ребят достаточно времени для отдыха - от 4 до 6 часов в день. Триместровая система обучения (5 недель учимся, 1 неделю отдыхаем) предполагает равномерное деление учебной нагрузки. Каникулы в России одни из самых больших в мире - 124 дня в году.

Основная задача сейчас - в правильной организации послеурочного времени. Без родительского контроля компьютерные игры, социальные сети могут занять весь досуг. Выполнение домашних заданий после возвращения родителей с работы непродуктивно, и мы все это понимаем. Очень важно научить детей учиться, правильно распределять время, педагогам искать оптимальные формы организации самостоятельной работы детей.

Алла Несерина, учитель начальных классов, г. Волжский:

- Многое зависит от правильного распределения времени и от отсутствия гиперопеки со строны родителей. Этим объясняется тот факт, что у одного и того же педагога в классе есть ребята, которые очень слабо усваивают программу, и победители олимпиад различного уровня; дети, которые посещают только школу, и те, кто успевает на кружки и секции. Я считаю, что нагрузку школьники выдержать могут вполне, но важно, чтобы родители готовили детей к активной позиции с самого младшего возраста, были включены в учебный процесс, не требовали бы мгновенного результата и действовали по правилу психологов "один раз отругай, семь раз похвали".

Анна Титаренко, учитель биологии, наставник-просветитель школы № 50 им. Федорчука, г. Луганск:

- На мой взгляд, школьники сегодня действительно перегружены. Вижу по нашей школе: учебный процесс стал более насыщенным и требовательным. Несмотря, на то, что наши ученики стремятся к знаниям, высокие требования к образовательным результатам и объем домашних заданий "давят". Ребята приходят с уроков уставшими и перегруженными, что, конечно, влияет и на их желание участвовать в дополнительных мероприятиях.

Основные факторы, которые усложняют жизнь школьникам, - множество внеурочных мероприятий. После семи основных уроков, дети вынуждены оставаться на внеурочки, которые, как правило, не всегда вызывают интерес, но на нашей территории они являются обязательными. Многие школьники нагружены не только уроками в школе, но и дополнительными занятиями: кружками, спортивными секциями, а также репетиторами. Я замечаю, что дети даже дремлют на уроках.