Индекс скорости на шинах: что означает и как записывается в маркировке

С какой максимальной скоростью можно ездить на конкретных шинах? И когда пора сбросить цифру на спидометре? Чтобы узнать это, нужно взглянуть на индекс скорости в маркировке покрышек. Разберемся, как рассчитывается этот коэффициент, на что влияет, и расшифруем стандартные обозначения для разных типов транспорта.

Не путать с индексом нагрузки, это взаимозависимые показатели.

Проведем небольшой мысленный эксперимент: задача - выбрать идеальные шины для условного автомобиля. На какие характеристики в первую очередь смотрит автовладелец? Внутренний посадочный диаметр, сезонность, наличие/отсутствие шипов, индекс нагрузки, который показывает, какую максимальную нагрузку сможет выдержать одно колесо.

Это определяющие параметры при выборе автомобильных шин, и большинство из них "зашито" в маркировке на боковине каждой модели. Однако есть еще один не менее важный показатель, который нельзя упускать из виду, - индекс скорости, идущий сразу после индекса нагрузки. Они взаимно зависят друг от друга и рассчитываются совместно при проектировании шин. Индекс скорости маркируется латиницей, каждая буква соответствует определенному скоростному режиму.

На заметку! Индекс нагрузки производители устанавливают с запасом, а вот индекс скорости - строгое значение. При некотором превышении допустимого лимита колесо, конечно, сразу не взорвется и не деформируется. Но если регулярно и значительно превышать максимальную скорость, можно наблюдать быстрый износ, поперечные и продольные деформации, разрывы протектора и другие негативные последствия.

Как рассчитывается скоростной коэффициент?

Процесс поэтапный:

  1. Производитель предварительно устанавливает скоростную категорию в соответствии с типом будущей шины, особенностями каркаса, брекера, протектора.
  2. Выполняется компьютерное моделирование на основе этих данных, конструкция, если обнаружены недостатки и несоответствия, корректируется, меняется состав резиновой смеси.
  3. Создается готовый опытный образец и отправляется на стенд для испытаний в разных скоростных режимах. Так вычисляется максимально допустимая скорость, при которой шины не теряют целостность и изначальные характеристики.
  4. Модели проходят заключительный тест на полигоне, где имитируются реальные условия движения: разные дорожные покрытия, погода, освещенность. После чего получают уточненный индекс скорости и запускаются в серийное производство.

Таким образом определяются скоростные коэффициенты почти для всех типов транспорта. Для каждого используются отдельные обозначения, например:

  • A-P - для спецтехники, тяжелых грузовых авто.
  • N - для коммерческих автомобилей, прицепов.
  • Q-S - для минивэнов, внедорожников, небольших грузовых машин.
  • T, U, H - для легковых автомобилей.
  • V - для авто бизнес- и представительского класса, гипер- и спорткаров (максимум в пределах 210-240 км/ч).
  • Z/ZR - гоночные для скорости выше 240 км/ч.
  • W - для скоростей до 270 км/ч.
  • Y - для 270-300 км/ч.

Расшифровать буквы можно по специальной таблице, где приведены точные значения допустимой скорости.

ИНДЕКСКМ/ЧИНДЕКСКМ/ЧИНДЕКСКМ/Ч
А15D65Q160
А210E70R170
А315F80S180
А420G90T190
А525J100U200
А630K110H210
А735L120V240
А840M130W270
B50N140Y300
C60P150Z/ZR>240

Пример

Если в маркировке на боковине указана формула 245/40/R19 98Y, значит предельная скорость для такой шины - 300 км/ч. Смотреть нужно на последний компонент 98Y, в котором 98 - индекс нагрузки (равен в данном случае 750 кг), а Y - индекс скорости. А в коде 245/140R18 93W записаны индексы нагрузки 93 и скорости W (650 кг и 270 км/ч соответственно). Находим букву в таблице и уточняем цифру. Также этот коэффициент обязательно указывается в инструкции по эксплуатации для каждого типоразмера шины.

Важно! Максимальная скорость зависит от нагрузки на шину: чем она выше, тем ниже должна быть скорость. Это основное условие для безопасного движения, особенно если вы движетесь на перегруженном автомобиле. Чтобы уравновесить характеристики и повысить допустимую нагрузку без снижения индекса скорости, производители применяют высокопрочные компаунды для создания современных шин, дополнительно укрепляют каркас и корд.

Как выбрать, чтобы не прогадать и не переплатить?

  1. Если ради экономии поставить недорогие шины, у которых индекс скорости меньше положенного, они будут постоянно перегреваться и стремительно изнашиваться. Это рискованно: в какой-то момент могут просто лопнуть во время движения.
  2. Ездить на шинах с более высоким индексом скорости можно, но нужно учитывать, что это повысит и расход топлива. Плюс для такого коэффициента нужны реалистичные условия эксплуатации. Поэтому не всегда формула "лучше больше, чем меньше" оправдана.
  3. Если производитель указал для конкретной модели автомобиля шины с индексом T, не стоит покупать W или Y и переплачивать. Самое безопасное и рациональное решение - взять наиболее близкий вариант в таблице (например, U или H).
  4. Смешанное использование шин с разным индексом на разных колесах допускается, но это далеко не идеальный вариант. У них может отличаться состав резины, конструкция, они по-разному могут справляться с высокими нагрузками в движении, и все это скажется на управляемости и безопасности. Поэтому рекомендуется ставить одинаковые модели. Даже если нужно поменять только одну или две шины, лучше подыскать с тем же скоростным коэффициентом, что и оставшиеся.

Скоростное ограничение для шин - это своего рода барьер, за пределами которого автомобиль может перестать подчиняться: снижается надежность рулевого управления, ухудшается сцепление с дорожной поверхностью, падает сопротивляемость ударам и перегрузкам. А если еще за бортом экстремальная летняя или зимняя температура, это дополнительно усложняет испытание для каркаса, плечевой зоны, протектора, самого материала шин и даже дисков. Поэтому подбирайте индекс скорости правильно, соблюдайте скоростной режим и ездите безопасно!