В 2002-2004 годах вы играли в Марселе - одном из самых криминальных городов Европы. Прочувствовали это на себе?
Дмитрий Сычев: Я, кажется, уже рассказывал эту историю. Поселился за городом и решил как-то прокатиться на авто, посмотреть достопримечательности. Поехал один. А там возле старого порта есть смотровая площадка - оттуда очень красивый вид. Дело было в 10-11 вечера. Останавливаюсь, стук в окно. Сначала подумал: показалось, не обратил внимания. Но потом еще раз стук. Открываю окно, а там пистолет.
Ничего себе...
Дмитрий Сычев: Ну, было неприятно. Я, понятное дело, ключи отдал, вышел, встал в сторонке. Смотрю - что-то не уезжают ребята. Стало уже не по себе, мысли нехорошие в голову полезли. Вдруг парни вылезают, капюшончики скидывают, мол, можно фото сделать. Оказалось, ребята - фанаты "Марселя". Сказали, чтобы больше в одиночку сюда не приезжал - вдруг будет не их смена. Но вообще бывали жесткие случаи. Например, одного игрока в 500 метрах от базы притормозили, наставили автомат, мол, вылезай. А у него "Мазерати" был.
Зато атмосфера на марсельском стадионе "Велодром" наверняка осталась самой запоминающейся в вашей карьере?
Дмитрий Сычев: Да, наверное, так и есть. Я бы еще "Вестфаленштадион" в немецком Дортмунде вспомнил. А так в "Марселе" самые сумасшедшие болельщики. Они прямо очень требовательные: от любви до ненависти там меньше шага. С одной стороны - ничего хорошего в этом нет, с другой - каждый игрок напрямую чувствует важность клуба. Все понимают фибрами души, что надо выкладываться даже не на 100, а на 200 процентов. У нас, к сожалению, такое понимание не всегда присутствует.
Вы еще рассказывали, что игроки "Марселя" с вами не общались, пока вы не выучили французский язык...
Дмитрий Сычев: Это правильно. В РПЛ, увы, такого нет, и это большая проблема, о которой нужно говорить. Легионеры, которые приезжают, обязаны уважать нашу страну, культуру, язык. Тех, кто выкладывается, приносит пользу, - мало, их по пальцам пересчитать можно. Исправлять ситуацию - наша с вами, журналистами, работа.
Пару лет назад экс-защитник "Локомотива" Тин Едвай признался, что не знает, кто такой Юрий Семин. В вашем "Локо" такое было бы возможно?
Дмитрий Сычев: Ему бы все пояснили доступным образом за три секунды. Повторюсь: все должны быть на своих местах. Есть селекционный отдел со спортивным директором во главе, который должен работать с иностранцами. Легионеры обязаны понимать, что здесь все серьезно. Не должно все заканчиваться товарно-денежными отношениями.
Многие игроки устают от футбола и в обычной жизни всячески его избегают...
Дмитрий Сычев: У меня не так. Когда ты живешь в футболе, то даже вечером вместо "Поле чудес" футбол смотришь. К слову, в "Локомотиве" Юрий Павлович не разрешал телевизоры в номерах, чтобы игроки не сидели там, а общались друг с другом. Была одна телевизионная комната. А кто там банкует? Ветераны, естественно. Так что смотрели футбол, а не "Дом-2" какой-нибудь.
Сегодня возможно, чтобы кто-то в команде что-то запрещал одноклубникам? Например, те же мобильные телефоны...
Дмитрий Сычев: В нынешние времена запретить сложнее. Но тут уже от воспитания зависит. Сейчас у каждого мир - в телефоне. Главное, чтобы человек качественно выполнял свою работу.
Вы как-то сказали, что поражения в жизни дают больше пищи, чем победы. Главное поражение в вашей карьере с этой точки зрения?
Дмитрий Сычев: Сложно сказать. Поражение поражению рознь. Но из каждой подобной истории выносишь огромный опыт. Очень легко уйти после такого в депрессию. Тут главное - научиться держать удар, не пойти по нисходящей. К поражениям невозможно привыкнуть, но тут как раз должны прийти на помощь опытные игроки, которые подскажут, как нужно с этим справляться. У нас ведь в России какой менталитет: каждое поражение - это конец света. В Европе следующий день после такого - шанс реабилитироваться, доказать победой, что ты растешь.
Сейчас вы президент "Иртыша", который играет во Второй лиге? Сколько нужно времени на повышение в классе?
Дмитрий Сычев: Должно сложиться много факторов. В идеале необходимо минимум три года, чтобы выстроить фундамент, решить инфраструктурные вопросы, создать боеспособный коллектив, вертикаль молодежных команд. Можно и быстрее, но тогда это будет неустойчивое развитие: ветерок подует посильнее, и шалаш рухнет.
С 2026 года командам запретят играть в манежах. У "Иртыша" стадиона в нормальном состоянии пока нет. Как будете выбираться из ситуации?
Дмитрий Сычев: Мы эти вопросы прорабатываем. Есть идеи, которые пока не хотелось бы озвучивать. Но миллионному городу нужен стадион. Есть примеры городов поменьше, у которых по две арены. Недавно я участвовал в турнире по паделу и показывал Кристиану Пануччи и Фабио Каннаваро (знаменитые итальянские футболисты. - Прим. "РГ" - Неделя) матч "Иртыша" с "Муромом". Они искренне удивлялись: а что, у вас в ноябре играют в манеже?
Как вообще мог возникнуть разговор на подобную тему с Пануччи и Каннаваро?
Дмитрий Сычев: Они ребята довольно простые. Вот как сейчас мы с вами за столом сидим, так и с ними посидеть можно, поговорить. Мы познакомились на гала-ужине и быстро нашли общий язык. С их уровнем звездности они необычайно простые и общительные. Вот они у меня в процессе разговора спросили, как там погода в Сибири и все такое. А я им видео показал.
Сразу после завершения карьеры вы много в чем себя попробовали. В частности, были инструктором по серфингу на Маврикии...
Дмитрий Сычев: Вот вы сейчас на мозоль надавили. Когда я принял "Иртыш", понятное дело, обо всех увлечениях забыл. Времени элементарно не остается. Если же возвращаться к вашему вопросу, то да, необходимо пройти образование, лицензирование, сдать спасательные курсы. Это не просто так - пошел и купил диплом. Ты же работаешь с людьми в экстремальных условиях, несешь за них ответственность.
Много людей прошло через ваши руки?
Дмитрий Сычев: Не так много, пока только базовым навыкам учим.
Почему именно на Маврикии?
Дмитрий Сычев: Потому что там своя школа серфинга и кайта.
В Омске поди волну на Иртыше не поймаешь....
Дмитрий Сычев: Почему же? В Омске есть искусственная волна, вейксерфинг развивается. Стараемся взаимодействовать с ребятами, пользоваться доступными благами.