Переработчики полезных ископаемых смогут попутно зарабатывать на майнинге

В Екатеринбурге выставили на продажу криптомобиль. Под громким названием скрывалась старенькая "буханка", в которую поместили промвентилятор и стеллаж на 20 ASIC (англ. Application Specific Integrated Circuit, процессор с обработкой алгоритмов для добычи цифровой валюты).

"Нeзaменимое pешeниe хоть нa пpoизводственной плoщадке, xоть для отопления aнгapa, хoть в пoлe, хoть в лeсу", - горделиво сообщал продавец. Пока мы обсуждали, где в лесу найти стабильный источник электроэнергии и доступ в интернет, объявление закрыли. Эксперты полагают, что это просто доморощенный маркетинговый ход: процессоров в машину входит мало, энергии они съедают много, а цены на зарядку электрокара в Свердловской области - от 17,5 до 26,2 рубля за киловатт-час.

Обычно под криптофермы ушлые майнеры приспосабливают гаражные боксы, ангары, бытовки в сельской местности, где электричество для населения дешевле. Так, в Челябинской области в домах с электрокотлами с 1 января 2025 года киловатт стоит 2,97 рубля в первом диапазоне, 4,39 - во втором, свыше - 9,75. Верхний порог первого диапазона составляет от 1200 до 3900 кВт/ч, второго - 6000. Максимальная нагрузка согласовывается при техприсоединении, в жилфонде она не должна превышать 11 тысяч кВт/ч в месяц. "Криптоподпольщиков" быстро вычисляют, поскольку те потребляют в десятки раз больше заявленного, что приводит к перепадам напряжения и порче электроприборов у соседей. "Россети Урал" выявили в 2024 году 11 таких случаев, штрафные санкции составили 50 миллионов рублей.

По оценке Ассоциации промышленного майнинга, в 2023-м Россия занимала второе место в мире по объемам вычислительных мощностей, уступая лишь США. Изменилось ли что-то после 1 ноября 2024 года, когда генерация криптовалюты у нас стала легальной при соблюдении определенных требований? Юрлиц и ИП обязали войти в реестр ФНС, указав мощность и адрес нахождения оборудования. Для граждан сделали исключение, если они не превышают лимит потребления 6000 кВт/ч в месяц. Также майнеры с 2025 года должны передавать в налоговую инспекцию данные о количестве добытого и платить налоги: физлица - НДФЛ с дохода, юрлица - налог на прибыль.

Энергетики в ответ на запрос "РГ" рассказали, что заметного прироста потребления в УрФО в ноябре-декабре 2024 года не зафиксировано, а вот у связистов количество заходов абонентов на сайты криптобирж выросло на 21 процент. По данным "МегаФона", в первой тройке по объему трафика в сентябре-ноябре оказались Свердловская область, Югра и Пермский край. По динамике интереса к криптовалюте отличились опять-таки югорчане и пермяки, у них этот показатель поднялся на 51 процент, в Тюменской области - на 38 процентов, на Ямале - на 28. Так что можно сделать вывод: кто хотел добывать крипту, делал это, не дожидаясь официальной отмашки.

Впрочем, основную перспективу для расширения майнинга аналитики видят не в деятельности частников, а в корпоративном сегменте. Во-первых, с 1 сентября 2024 года в рамках экспериментального правового режима токены используются для трансграничных платежей. Во-вторых, это может быть интересно компаниям, занимающимся переработкой углеводородов и руд, при которой попутно выделяется много энергии: поставь турбину и вырабатывай электричество для майнинга фактически бесплатно.

- Пока промпредприятия еще не осознали это преимущество, нужно время, - рассуждает Евгений Нежданов, директор центра компетенций "Цифровая экономика" Российского нового университета. - А вот условия вступления в реестр вынудили многих, кто занимался майнингом раньше, приостановить деятельность: требуется предъявить лицензионное оборудование и ПО, но большая его часть завезена в страну неофициально.

По мнению Алексея Равинского, гендиректора Zapusk Group, то, что майнерам позволили вычитать из налоговой базы расходы на оборудование и электроэнергию, стимулирует их вкладываться в техническую часть и легализоваться. С другой стороны, ставка налога на прибыль в 25 процентов приемлема для крупных компаний, а для МСП может стать существенным обременением, как и дополнительные траты на бухгалтерию.

Прямая речь

Максим Марамыгин, директор Института стратегического анализа и финансового планирования УрГЭУ:

- Вряд ли майнеры быстро начнут выходить из тени: федеральные законы приняты, а подзаконных актов, расчетов по налогам еще нет. Причем многие документы должны подготовить регионы, начиная с разрешения добывать криптовалюту на своей территории. На сегодня это запрещено в 10 субъектах РФ, испытывающих энергодефицит. На Среднем Урале его нет, но нет и избытка. Рынок остается "темным" - если про крупных игроков еще что-то известно, то малые прячутся. Поймать их сложно: все криптокошельки находятся не в юрисдикции России. Думаю, на то, чтобы пакет законов о майнинге начал реально работать, уйдет года два.