"Мы должны защищать детей, мы должны защищать конституционный строй, мы должны защищать регион и страну. Поэтому, если ребенок совершает, например, противоправные действия в отношении военнослужащих, в отношении оценки действий государства в рамках специальной военной операции, мое предложение - рассмотреть вопрос о недопущении в будущем получать образование в государственных техникумах и вузах, - заявил Вячеслав Гладков. - Мы за каждого ребенка, но мы за то, чтобы повысить ответственность. Здесь никаких шуток нет. Поэтому мое предложение - рассмотреть вопрос, обсудить на уровне коллективов школ, родительских собраний, с детьми".
Надо подчеркнуть, что полностью перекрыть возможность образования для детей, тем или иным способом выступивших против государства и общества, не предлагается. Но получать высшее образование в таком случае придется за плату в частных вузах. "Пожалуйста, есть частные вузы, пожалуйста, есть частные колледжи, - сказал губернатор. - Я предлагаю также и прокуратуре подумать над моими словами. Ни в коем случае не хотим создать никаких прецедентов, мы не хотим создать ущерба для развития наших детей. Наоборот, мы должны их защитить".
Эксперты, к которым обратилась "РГ", неоднозначно отнеслись к предложению. Вопрос сложный. Здесь лучше не впадать в крайности. "Идея ограничения доступа к образованию для подростков, выступающих против спецоперации или совершивших преступления в отношении военнослужащих, звучит довольно неоднозначно, - сказал "РГ" член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. - С одной стороны, важно формировать у молодежи чувство ответственности за свои действия, особенно если они угрожают национальной безопасности или подрывают общественные устои. Однако наказание в виде запрета на образование может быть контрпродуктивным. Лишение подростков доступа к обучению способно привести к их дальнейшей маргинализации и усилению протестных настроений, что только усугубит проблему, вместо ее решения".
Кроме того, по его словам, необходимо учитывать, что подростки часто действуют под влиянием эмоциональных импульсов или внешнего давления, не полностью осознавая последствия своих поступков. "Пожалуй, сегодня важнее делать акцент на воспитательных мерах, которые в том числе будут направлены и на формирование патриотизма с ранних лет, - говорит Антон Немкин. - Система образования должна оставаться пространством, где молодежь может получать знания, учиться критическому мышлению и искать пути для конструктивного взаимодействия с обществом".
Представители Ассоциации юристов России также обратили внимание, что человек с годами меняется, а система образования должна помимо прочего еще и воспитывать. Безусловно, человек должен нести ответственность за свои поступки, и законы предусматривают разные виды ответственности. Но такой меры наказания, как ограничение права на образование, в законе нет и быть не может. "Право на образование - это конституционное право каждого гражданина России, - подчеркнула член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - Согласно Конституции, каждый гражданин имеет право на образование, бесплатно получить дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном учебном заведении".
Таким образом, идея ограничить правонарушителей в праве получать образование в государственных вузах противоречит Основному закону. "В случае же, если обучающийся критикует армию или власть, к нему можно применить иные законные меры воздействия. Так, в каждом образовательном учреждении действуют Правила внутреннего распорядка обучающихся, которыми можно предусмотреть ответственность за такие высказывания в виде дисциплинарного взыскания. А если в действиях обучающегося усматриваются признаки состава уголовного преступления, то таким обучающимся уже будут заниматься правоохранительные органы", - говорит Мария Спиридонова.
В свою очередь, адвокат Ассия Дмитриева отмечает, что патриотическое воспитание студентов направлено на формирование важнейших социально значимых качеств личности. Сегодня государство и общество, наконец, осознали, что система образования должна не просто готовить специалиста в каких-то узких вопросах, но закладывать в головы людей наши ценности. Воспитывать социально ответственную личность. Бывает, что молодые люди заблуждаются. Но если в вузе действительно будут учить разумному, доброму, вечному, то, может, как раз лучше посадить молодого человека за парту, а не записывать его в неблагонадежные, считает адвокат.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил на пленарном заседании XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
"Защита исторической правды и сохранение исторической памяти, воспитание чувства преемственности поколений - приоритеты в работе министерства просвещения по патриотическому воспитанию детей и молодежи", - подчеркнул Сергей Кравцов.