"Самая высокая безработица всегда фиксировалась именно в Северо-Кавказском регионе, где лидерство занимают по этому показателю Дагестан и Ингушетия. Причина вполне понятная: очень высокий уровень безработицы среди молодежи", - пояснил профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. По его словам, это происходит из-за слаборазвитой экономики, низкой территориальной мобильности местных жителей, а также несоответствия уровня квалификации, полученной в региональных учебных организациях, потребностям рынка труда в других регионах.
По мнению ведущего научного сотрудника научной лаборатории "Количественные методы исследования" РЭУ им. Плеханова Павла Прохорова, работодатели испытывают острую нехватку специалистов, но далеко не во всех сферах. Например, в сфере обслуживания и торговли дефицит составляет 7,5%, в строительстве - 7%, в медицине - 5,7%. Ощущается нехватка специалистов в обрабатывающей промышленности (5%). Однако многие соискатели не обладают соответствующей квалификацией, поэтому с ходу найти работу им не удается. "Для того чтобы работники всегда могли быть конкурентоспособными, следует совершенствовать систему переквалификации и профессионального обучения (на базе колледжей), создавать центры занятости нового формата с практическим обучением (центры дуального образования)", - подчеркивает эксперт.
Там, где открыто больше всего вакансий, можно говорить о появлении новых производств, куда работодатели набирают кадры. И люди туда переезжают. Например, в Республике Саха (Якутия) миграционный прирост населения увеличился в 3,14 раза в сравнении с 2023 годом, замечает профессор кафедры экономики Российского университета транспорта Надежда Капустина.
Эксперты при этом напоминают, что в прошлом году безработица достигла своего минимума - 2,5% по стране. Для поддержания положительной динамики необходимо продолжать работу по модернизации системы занятости, полагает Павел Прохоров.
"Обязательный упор нужно делать на программы профессионального обучения и создавать новые рабочие места в перспективных отраслях экономики, особенно тех, в которых с уходом западных компаний сузилась конкурентная среда для отечественных предприятий", - отметил он.
Надежда Капустина, со своей стороны, считает, что существуют риски роста безработицы в отдельных регионах и отраслях, особенно в условиях продолжающейся структурной перестройки экономики.
"Для предотвращения этого необходимо продолжить реализацию активных программ занятости с фокусом на регионы с наивысшим уровнем безработицы. Стоит подумать об адресных мерах поддержки безработных, о стимулировании трудовой мобильности - программах переезда в регионы с дефицитом кадров (например, в Центральный федеральный округ, где наблюдается положительный миграционный прирост в прошлом году)", - добавила эксперт.
Руководитель оперативного штаба независимого профсоюза "Новый труд" Алексей Неживой считает, что, несмотря на рекордно низкий уровень безработицы в России, на рынке труда сохраняется парадоксальная ситуация: с одной стороны, предприятия испытывают острый дефицит кадров, с другой - значительная часть населения не может найти подходящую работу. Разрешение этого противоречия требует детального анализа причин и выработки эффективных механизмов трудоустройства.
"Люди не могу найти работу в условиях дефицита кадров по ряду причин. Во-первых, из-за несоответствия квалификации соискателей требованиям работодателей. Например, отсутствия навыков и знаний для работы на современном оборудовании или с использованием передовых технологий. Во-вторых, вакансии, как правило, сконцентрированы в крупных городах и развитых регионах, в то время как соискатели нередко проживают в депрессивных районах с ограниченными возможностями трудоустройства. При этом люди не всегда готовы переезжать в другие регионы - из-за жилищных проблем, семейных обязательств и других факторов. Третья причина такой ситуации - несовпадение зарплатных ожиданий соискателей и возможностей работодателей. У многих специалистов, особенно молодежи, они могут быть завышены", - отмечает эксперт.
Решением проблемы, по его мнению, может стать развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, с учетом реальных потребностей рынка труда. Государству, бизнесу и образовательным учреждениям необходимо объединить усилия в этом направлении, внедрить эффективные меры поддержки для учебных заведений и работодателей, реализующих программы переобучения. Второе важное направление работы касается совершенствования работы службы занятости на местах - с более широким использованием возможностей, которые предоставляет для трудоустройства платформенная экономика.
"В целом считаю, что уровень безработицы останется на минимальных значениях. Конкуренция за квалифицированные кадры будет возрастать, что заставит работодателей повышать зарплаты и улучшать условия труда", - добавил Неживой.