Как покаяние в стихах от святого VIII века освещает и исцеляет наши души

3 апреля 2025 года в церковном календаре имеет непривычное на первый взгляд название - Четверток Великого канона. На самом деле все просто: четверток - это устаревшее имя нашего четверга. И Четвертком Великого канона в Церкви называют четверг пятой недели Великого поста. Что касается слова канон, имеющего древнегреческие корни, то изначально так называли тростинку, или ровную палку для измерений - мерило. Со временем значение слова расширилось, став "эталоном, образцом", а в Церкви каноном начали называть истинные, непреложные правила. И поскольку церковные молитвенные песнопения тоже подчиняются строгим правилам, те из них, что посвящены какому-либо празднику и святому, тоже называются каноном.
В раскаянии важна искренность, потому что людей еще можно обмануть, но Бога - никогда.
В раскаянии важна искренность, потому что людей еще можно обмануть, но Бога - никогда. / Телеканал "Россия"

Каноны имеют сложную, но при этом гармоничную структуру, и в этом смысле Великий канон, который дал имя пятому четвергу Великого поста, уникален. Это не просто очень большое произведение - достаточно сказать, что его чтение длится более трех часов. Великий покаянный канон Андрея Критского - а так звучит его полное название - это шедевр как по своей поэтической форме, так и по глубине тех чувств и состояний души, о которых он рассказывает.

Но кто такой Андрей Критский? Автору Великого покаянного канона, родившемуся около 660 года в сирийском Дамаске, довелось жить в трагические дни, когда беспощадная волна исламской экспансии неумолимо неслась по всему Восточному Средиземноморью, захватывая все новые города Византии, и тысячи христиан бежали из родных мест. Христианский Дамаск был порабощен арабами еще до рождения Андрея, и в пятнадцать лет он, решив посвятить свою жизнь Богу, устремляется в знаменитый монастырь Иерусалимского храма Воскресения Христова. Когда халифат захватил и Иерусалим, Андрей перебирается в Константинополь. Судя по всему, гениальный творец Великого покаянного канона был человеком крайне скромным, потому как за двадцать лет он дослужился только до сана дьякона, зато история помнит, как он опекал приюты для стариков и сирот. В начале VIII века будущий святитель становится архиепископом острова Крит, где снова создает приюты, сиротские дома и возводит храмы. А еще пишет каноны - в честь Рождества Христова, Пасхи, других церковных праздников. Вероятно, при жизни ни одно из этих творений не было исполнено в храме - по крайней мере первый биограф Андрея Критского ничего не сообщает об этой стороне жизни святого. Зато вряд ли кто из поэтов (а каноны Андрея Критского написаны в стихах) может похвастаться подобной славой после жизни. Ведь, например, Великий канон звучит в каждом храме. Как минимум с IX века!

Исповедь и покаяние - это сыновье предстояние и раскрытие своего сердца перед Богом

Его первое исполнение было связано с чудом. Как сообщает исследователь Великого покаянного канона протоиерей Сергий Правдолюбов, рукопись канона хранилась в женском монастыре Константинополя. И вот где-то лет через пятьдесят после кончины святителя, во время страшного землетрясения монахини вышли на площадь перед монастырем и начали читать Великий покаянный канон Андрея Критского. Это была мольба кающейся души о спасении, и Господь помиловал молящихся. Известны и другие случаи, когда Великий покаянный канон читали именно в дни бедствий, и он спасал! "Великий покаянный канон Андрея Критского можно с полным основанием называть службой спасения", - считает отец Сергий.

Но почему канон обязательно читают именно в Великий пост? Отрывками в первые пять дней и полностью в Великий четверток - четверг пятой недели Великого поста. Потому что святитель Андрей Критской оставил нам образец, эталон кающейся души. А еще потому, что непреложный закон духовной жизни гласит: "Без покаяния нет спасения".

Но, прежде чем мы начнем молиться, надо понять, с каким настроем человек может обращаться к своему Творцу. А для этого давайте вспомним притчу о мытаре и фарисее, рассказанную Самим Христом: "...два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь". Фарисеями во времена Иисуса называли представителей высокочтимой религиозной касты, строго придерживающейся буквы религиозных предписаний. Итак, фарисей претендует на святость, он всеми уважаем и гордо стоит в первых рядах, всем видом демонстрируя праведность. "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю", - говорит он.

А мытарь - сборщик налогов, его все презирают: мытарей считали притеснителями, грешниками, бывало, им даже в храм не позволяли входить. И вот мытарь, стоя вдали, не смея поднять глаз на небо, твердит одно: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику!" Эти слова так и называются - молитва мытаря, и в них отражено то состояние раскаявшейся души, которое и должно быть у человека. Мытарь, понимая свою греховность, обнажает перед Богом свое сердце и просит Господа о милосердии. И Бог его прощает.

А фарисей уходит непрощенным: соблюдая все заповеди, он формально, по букве этих заповедей, чист. Но дух выше буквы. Смотрите, что происходит: фарисей фактически ставит заповеди, данные Богом, выше Самого Бога, он считает, что он спасает себя сам, своей праведностью. По сути, он предлагает Богу сделку: мол, я Тебе предъявляю свое благочестие, значит, и Ты теперь сделай для меня то, что я прошу. Будто они с Богом равны! Но ведь мы спасаемся не своими заслугами, не формальным соблюдением заповедей, а Благодатью Христовой. И заметьте, буквальное соблюдение заповедей приводит фарисея к тому, что он впадает в грех гордыни и осуждения. А вот состояние души мытаря - образец того, какими мы должны приходить к Богу. И в молитве мытаря сосредоточено главное, о чем может просить человек своего Творца, - о милости.

Итак, человек смог увидеть свои грехи, он осознает свою греховность и малость перед Господом, но надо еще суметь распахнуть свое сердце перед своим Отцом - в покаянии. Епископ Афанасий (Евтич), известный иерарх и богослов Сербской православной церкви, объяснял: исповедь-покаяние - это раскрытие себя перед Богом. И вспоминал слова из псалма 101, которые легли в основу песнопения "Молитву пролию ко Господу..." из молебного канона ко Пресвятой Богородице (творение Феостирикта монаха).

"Молитву пролию ко Господу..." - вдумайтесь, как будто у тебя есть кувшин грязной воды, и ты выливаешь его перед Богом. И дальше: "И Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя наполнися, и живот мой аду приближися", - то есть человек чувствует, что провалился до глубины ада, и поэтому открывает себя перед Богом.

"Исповедь - раскрытие истинного человека, - пояснял владыка Афанасий. - Иногда даже нам, православным христианам, кажется, что покаяние - некий "долг", который "следует исполнять". Но нет, это слишком низкое понимание исповеди. А исповедь подобна тому, о чем рассказывала мне одна русская старушка, которая стерегла маленького внука. За какие-то проделки она его отшлепала по рукам, он ушел в угол и с обидой плакал. Но она на него внимания не обращала, и наконец внук пришел к ней: "Бабуля, меня вот тут побили, и у меня здесь болит". Бабушка так была этим растрогана, что сама заплакала. Детский подход победил бабушку, потому что внук ей открылся".

Человек так устроен, что такое, сыновье, предстояние и раскрытие перед Богом легче всего дается нам, когда мы в скорбях или когда, пытаясь урезонить свою плоть, свое телесное, осознаем, насколько мы малы и немощны. Но в ответ на такой призыв человека Бог всегда врачует нашу душу - не случайно таинство покаяния называют "духовной лечебницей".