"Умираю, но не сдаюсь": в Курске открылась выставка об операции "Поток"

В Курске открылась выставка об операции "Поток"
К макету газовой трубы диаметром 144 сантиметра перед Курским академическим драматическим театром имени Пушкина за этот день не прикоснулся только равнодушный, а таковых в Курске мало. Каждый представил себя - полусогнутым, уставшим, в черной кромешной темноте, голодным, с потрескавшиеся от жажды губами: 16 километров напряжения. И ожидания - сначала головокружительного глотка свежего воздуха, а потом - решительного боя с противником. Операция "Поток", потрясшая весь мир, приоткрыла свои тайны в Курске.
Анна Скрипка/РГ

Выставка фотографий и личных вещей участников операции "Поток" открылась в просторном зале драматического театра. На лаконичных стильных фото - бойцы отдельной разведывательно-штурмовой бригады "Ветераны", 30-го мотострелкового полка 72 дивизии, 11 отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады ВДВ, Спецназа "Ахмат" и добровольческой разведывательной штурмовой бригады "Восток" и… вся Россия. Краснодар, Санкт-Петербург, Мурманск, Екатеринбург, Москва и еще множество городов перечислены под фото и позывными участников операции "Поток". А сами они - тут же, стоят в стороне. До открытия выставки - считаные минуты.

"Я на фоне самого себя фотографироваться не хочу", - со скромной улыбкой говорит Алимп. Он занимался снабжением и логистикой "Потока" и теперь повторяет: "Пришлось нелегко, выбирали: или кислород баллонах, или еда, вода… Выбирали еду и воду".

Никто не знал, сколько проведут в трубе. Когда будет дан приказ действовать дальше. Военнослужащий бригады "Ветераны", бывший глава Суджанского района Александр Богачев непосредственно принимал участие в подготовке "Потока". Это в Большесолдатском районе еще была возможность доступа к газовым коммуникациям, а в тылу врага - никакой. Теперь Александр Богачев рассказывает, что подготовка началась еще в ноябре. Значение имело все: диаметр труб - каждый сантиметр на счету, их функционал в моменте, ведь даже тот трубопровод, который не использовался для транспортировки топлива, был заполнен специальным газом. Его нужно было стравить.

"Но медленно, - отмечает Александр Богачев. - Иначе он издает характерный звук, и мы могли бы себя демаскировать. Противник мог услышать и догадаться. Сами поймите, самое главное - это была секретность".

Фото: Анна Скрипка/РГ

Для того, чтобы сообщающиеся газопроводные "нитки" изолировать ради важной операции, пришлось придумывать инженерные решения, а для передвижения по трубе - специальные тележки и электромотоциклы. Крошечные, похожие на детские, они тоже выставлены в качестве экспонатов. "Чистенькие какие, - говорят посетители. - Но сколько вывезли - сложно представить".

Впрочем, вся операция - как фантастическая повесть. Александр Богачев отмечает, что продумывалось все до мелочей, однако фактор непредсказуемости тоже играл свою роль. Насколько слаженной будет работа всех участников "Потока" - а их было более 600? Что может пойти не по плану? Как быть в этом случае?

"Но люди без сомнений и вопросов шагнули в эту трубу", - подчеркивает командир легендарной разведгруппы спецназа "Ахмат" с позывным Аид. Теперь и он откровенничает: в последние часы перед штурмом не хватало воды катастрофически.

"Ребята вспарывали куртки, доставали синтепон, и им собирали конденсат в трубе: просто чтобы хоть как-то увлажнить губы. Конечно, я не скажу, что это была хорошая идея, с учетом химикатов, которые там находились, но это было, - отмечает он. - И вот 8 марта в 5.30 утра мы получаем приказ. Мы раскапываем заранее подготовленные бригадой "Ветераны" проходы, ставим лестницы и начинаем высыпать в конкретную ближайшую посадку. Когда из-под земли появилась армия, конечно, сказать, что для противника это было неожиданностью, не сказать ничего. Тем более, мы были очень злые, голодные, все черные. И когда мы пошли на противника, он не особо уже сопротивлялся, он в основном бежал. В принципе, я своих бойцов так и подбадривал, мол, потерпите еще день-два, наверху противник, у него еда и вода, мы все отнимем", - улыбается Аид.

Стремительно и с упрямой решимостью российские бойцы сначала обрушили линию фронта, успешно закрепились в круговой обороне, а потом и освободили большую часть курского приграничья с городом Суджей. И, конечно, не в трех строках описывать эти самоотверженные подвиги. Одна разработка операции похожа на легенду, но это - реальность.

Теперь сами воины не делают никакого секрета из факторов успеха. Боец с позывным Тимофей вспоминает о том, как хотелось пить в трубе и как мечтали о снеге, когда выберутся. Заходили в трубу - снег лежал, а вышли - уже нет его: "Дошли уже в населенный пункт, там зачистку провели, и напились уже вдоволь".

Фото: Анна Скрипка/РГ

"Кислорода хапнул, голова закружилась. Ничего, собрали силы в кулак, пошли в наступление. Да, физическое состояние было тяжелое, но что поделаешь, это наша Родина, никто не сделает за нас нашу работу", - отмечает боец с позывным Рыжик.

"Командиры показали достойный пример - самые первые туда пошли. Мы старались соответствовать. Ну и человеческий ресурс - мы до конца его не понимаем, человек много может! - уверен участник "Потока" Николас. - То, что сделали наши подразделения, это на грани фантастики! Врачи, разные эксперты изначально бы сказали, что это невозможно. Но мы русские. Мы все можем!"

И это только предыстория всей операции, а штурм - ее кульминация.

"Враг бил по нам из орудий, но не чтобы защититься, уничтожить, а просто чтобы хоть как-то сдержать, - вспоминает Аид. - Ребята, получая ранения, даже не бинтовались, они перематывались скотчем металлическим и шли дальше штурмовать. Имея по 9, 10, а то и по 11 ранений, они шли дальше. Вот один из таких бойцов частично присутствует здесь - вот его экипировка, - указывает Аид на манекен в полном обмундировании с нашитым позывным "Тичер". - Никто не отступил, никто не убежал. Все выполнили свою задачу, все штурмовали. И в течение двух суток большая часть оккупированных нацистами территории была освобождена. Пожалуй, операция "Поток" - это пример того, почему фраза "Умираю, но не сдаюсь" написана только на русском языке".