На днях состоялась встреча экспертов в сфере архитектуры, охраны культурного наследия, градостроительства и истории, на которой обсуждение проекта колокольни получило новое развитие. Участники встречи вернулись к теме, поднятой на заседании Всемирного клуба петербуржцев в Мариинском дворце. Тогда заслуженный художник РФ, профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Иван Уралов высказал предложение взглянуть на проект шире - рассматривать не буквальное воссоздание исторического объекта, а строительство его в современной "постмодернистской" интерпретации. Колокольня могла бы стать не просто красивым памятником, возле которого любили бы фотографироваться петербуржцы и гости города, а многофункциональным музейным комплексом, посвященным истории архитектуры града Петра. Ведь музея архитектуры и строительства Северной столицы по-прежнему нет, хотя неоднократно этот вопрос поднимался на уровне властей города.
Один из важнейших аргументов в пользу нового подхода - выбор альтернативной локации. Варианты размещения колокольни "на выселках" не рассматривались априори, поскольку никакого отношения к задумке великого Растрелли не имеют. Да и было бы странно: собор в одном месте, а колокольня при нем - в десяти километрах.
Изначально для размещения рассматривалось историческое место, где было начато строительство колокольни при Елизавете I. С точки зрения истории - да, логично. Но в наши дни строительство на этой точке могло бы навредить каре корпусов Смольного, возведенных по проекту Василия Стасова. Поэтому Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, занимающийся проектом, отказался от такой идеи.
Вторая рассматриваемая локация - площадь Растрелли перед Смольным, где в 2021 году Фонд визуально реализовал задумку великого архитектора при помощи шоу дронов. Однако и в этом варианте есть определенные сложности.
В рамках последней дискуссии речь шла о территории, неофициально называемой "каплей", - участке на Смольной набережной, сформированном очертаниями Орловского тоннеля. Эта локация, ранее рассматривавшаяся под возведение музея обороны Ленинграда и Судебного квартала, предлагается как альтернативное место реализации проекта колокольни и музейного комплекса.
Анна Хмелева, секретарь попечительского совета Фонда, не скрывает, что такой сдвиг в подходе стал возможен после тщательного анализа всех рисков и преимуществ.
"Изначально во время обсуждения "капли" на Совете по сохранению культурного наследия нам было сложно воспринимать данное место всерьез. Но чем больше мы прорабатывали предложенный вариант, тем больше плюсов в нем находили. Самое главное, что здесь ни в одной точке оригинальный памятник федерального значения - Смольный собор - не будет перекрываться новым строительством. Еще один важный момент - возможность развития территории. Как раз идея Ивана Уралова сюда хорошо вписывается. Возможно, это могло бы быть компромиссным решением", - отметила Анна Хмелева.
Идея воссоздания колокольни не нова: проект более трех лет является предметом глубоких историко-архитектурных исследований. Фонд, выступивший инициатором, проделал огромную работу: собрал и проанализировал 359 источников - от чертежей и карт до архивных фотоматериалов, в том числе и из зарубежных архивов. Результаты однозначны: никакие документы не указывают на то, что Растрелли отказался от планов по возведению колокольни. Напротив, ее высота, согласно источникам, - 560 английских футов (170,68 метра) - была четко им зафиксирована. То есть великий архитектор собирался возводить доминанту, и работы были прерваны по не зависящим от него причинам.
Предполагаемая высота стала точкой напряжения в дискуссиях: по мнению некоторых экспертов, новая доминанта может нарушить историческую панораму. Такая позиция, впрочем, разделяется не всеми. Историк Татьяна Славина подчеркивает, что Растрелли отличался новаторским подходом и проект изначально был смелым по духу и масштабу.
Иван Уралов предложил взглянуть на колокольню как не просто восстановленную архитектурную форму, а как на смысловой объект. По его мнению, в рамках проекта возможно создать полноценный музей архитектуры и строительства Санкт-Петербурга. В экспозиции были бы отражены основные этапы градостроительного развития, показаны ключевые стили, проекты, решения, а также дана возможность посетителям самим осмыслить вызовы современной архитектурной среды. Именно комплекс - музей плюс колокольня стали бы точкой притяжения.
"Колокольня в таком контексте перестает быть спорным новоделом и обретает новое значение - становится символом памяти, ориентиром и - экспонатом музея", - уточнил Уралов.
Но с технической точки зрения реализовать идею на ранее обсуждаемой локации - площади Растрелли - затруднительно. А вот сад на Смольной набережной, напротив, дает гибкие возможности для архитектурного и функционального развития комплекса.
Архитектор Михаил Мамошин, мастерская которого подготовила эскиз возможного решения возведения колокольни на "капле", отметил, что традиционно колокольни в русской архитектуре выполняли не только сакральную, но и градостроительную функцию. Именно отдельно стоящие колокольни, как в ансамблях Никольского морского или Крестовоздвиженского соборов, позволяли храмам не теряться в панораме.
"Смольный собор давно утратил свое доминирующее значение, и колокольня стала бы шагом к восстановлению архитектурного равновесия района", - считает он. К тому же порой приходится адаптировать исторические проекты к современности. Например, воссоздаваемый храм Бориса и Глеба на Синопской набережной пришлось немного сместить из-за наличия оживленной магистрали. При этом исторический дух и функции были сохранены.
По мнению Татьяны Славиной, история Петербурга полна примеров, когда даже в XVIII веке проекты адаптировали под новые условия. Градостроительная доминанта, по ее словам, это не только ориентир, но и способ организовать визуальное восприятие города, придать пространству ритм и архитектурную дисциплину.
Такую точку зрения разделяет и Владимир Дербенев, член Всемирного клуба петербуржцев. Он отмечает, что доминанты могут и должны "перекрывать" визуальный шум современной архитектуры, особенно там, где историческая ткань города была нарушена. "Сейчас трудно представить Московский проспект без колокольни Новодевичьего монастыря, а ведь раньше ее возвращение вызывало много споров", - напомнил он.
Социолог Дмитрий Солонников представил данные опроса, согласно которому проект пользуется поддержкой горожан. Интересно, что без визуализации его одобряют 53 процента опрошенных, а если людям демонстрируют эскизы - число сторонников вырастает почти до 70 процентов. Да и из числа противников не все четко определились с выбором и могут поменять мнение. То есть когда видишь, что колокольня вовсе не закрывает Смольный собор, хотя находится на одной линии с ним, ничего не портит и отлично смотрится, например с корабля, проплывающего по Неве, и отношение становится позитивным. То есть визуальный образ проекта играет ключевую роль в восприятии - чем яснее и доступнее он становится, тем выше уровень доверия и принятия со стороны общественности.
Следующий этап - повторное рассмотрение вопроса Советом по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. К его проведению планируется завершить дополнительные изыскания по "капле", проработать концепцию музейного наполнения.
Проект колокольни становится предметом для диалога, в котором есть место компромиссу. И, возможно, именно в этом подходе - уважительном к истории, но открытом современности - кроется настоящий петербургский стиль.