Наверняка многие и не видели, и не слышали, и не знают. В отличие от школьников - участников российско-белорусского народно-научного проекта "В космос со своим помидором": для них двери своих лабораторий распахнул Институт медико-биологических проблем РАН.
Эти ребята для специалистов института уже "свои". Юные коллеги. На биологическом спутнике "Бион-М" № 2 с Байконура учащиеся гимназии № 1 Ивье (Беларусь), школы № 9 Минусинска и школы № 1980 Москвы вместе с учеными отправили на орбиту полторы тысячи семян помидоров. Почему помидоров? Потому что очень легкие: на все про все - лишь 5 граммов. Для космической научной лаборатории, а всего экспериментов на "Бионе" проводилось около тридцати, это было критически важно.
Семена томатов целый месяц летали среди звезд вместе с мышами, мухами, муравьями и даже тритонами. Жесточайшую космическую закалку прошли по полной. Благополучно вернулись на Землю. И вот волнующий момент: в редакции "Российской газеты", которая стала инициатором и объединительной площадкой этого научного исследования, ученые передали семена с орбиты школьникам.
Потрясающий нюанс. Часть семян летала внутри "Биона", а часть - снаружи аппарата, в открытом космосе. Этих "биокосмонавтов" прямо на редакционном столе раскладывали по трем капсулам (для каждой школы) ответственный координатор проекта, начальник лаборатории целевых полезных нагрузок и средств медицинского контроля ИМБП РАН Владислав Седлецкий и заведующая лабораторией биофизики клетки, доктор физико-математических наук, профессор Ирина Огнева. В стерильных перчатках, стараясь не дышать: семена помидоров очень легкие и могут разлететься от малейшего дуновения.
В общем, для ребят основной, и самый захватывающий, этап научного эксперимента только начинается. Как пройдет посев? Какие будут всходы? Какими показателями роста, веса и т.д. будут отличаться "звездные" томаты?..
В "альма-матер" отечественной космической биологии и медицины ребята приехали уже с бесценным, прилетевшим прямо из космоса, научным грузом на руках. А здесь, в стенах института, созданного когда-то по инициативе легендарных академиков, Главного конструктора Сергея Королева и президента Академии наук Мстислава Келдыша , "научное погружение" для них продолжилось.
Вообще, можно сколько угодно читать про ту же иммерсионную ванну, но когда о ней рассказывает человек, который сам не раз через нее прошел… Все детали и нюансы - от сотрудника ИМБП Олега Волошина, врача-кибернетика по специальности и добровольца-испытателя в многочисленных наземных экспериментах, проводимых институтом.
О том, для чего нужна космонавтам на орбите центрифуга для создания искусственной гравитации, рассказала заведующая лабораторией физиологии ускорения и искусственной силы тяжести Института медико-биологических проблем РАН Милена Колотева.
Ученые считают, что такая центрифуга короткого радиуса может стать очень серьезным элементом комплексной системы профилактики в межпланетных полетах. C прицелом на Луну и Марс подобные работы активно ведут и американцы, и европейцы. Причем сразу на нескольких базах в разных странах. Не отстают японцы и китайцы. Как рассказывал "Российской газете" директор ИМБП РАН академик Олег Орлов, у наших ученых очень хороший задел. Экспериментальный стенд, который был когда-то в ИМБП, передали клиницистам, и он стал основой того, что теперь называется "гравитационная медицина". А ученые создали новый, на котором отрабатывают методику применения искусственной гравитации.
Космонавт будет помещаться в центрифугу лишь на какое-то время. В момент ее вращения, за счет все тех же центробежных сил, происходит перераспределение крови в направлении ног. Возникает "тяжесть" - эффект гравитации. Кстати, Милена Ильинична задала школьникам "тестовый" вопрос: "Что вы знаете о невесомости?". И ответ был правильным! Вот такие у нас умные, пытливые ребята.
Они не только увидели, но и побывали внутри наземного экспериментального комплекса института, где проходили нашумевшие эксперименты по длительной изоляции Марс-500 и SIRIUS. Как работали и жили испытатели - такую "экскурсию" для школьников провел начальник отдела стендовых испытаний и исследований Валерий Есин.
Но, пожалуй, одно из самых главных открытий для школьников таилось за дверями лаборатории биофизики клетки. Той самой, где, как оказывается, готовят к космическим полетам мух и других насекомых. Профессор Ирина Огнева очень увлекательно раскрыла секрет: почему мухи дрозофилы - идеальные "биокосмонавты" для ученых.
Оказывается, на клеточном уровне изменения у мух и у человека очень схожи. Они не настолько далеки от нас, как кажется на первый взгляд. Чтобы понять, как мухи дрозофилы отреагируют на экстремальные космические условия, последние имитируют на Земле. Мух готовят к полету! Как и настоящих космонавтов.
- В отличие от млекопитающих они совершенно неприхотливы к условиям содержания. Кроме того, именно быстрый жизненный цикл - 10-14 дней - дает возможность ответить на один из наиболее сложных вопросов в перспективе освоения дальнего космоса: не влияют ли факторы космического полета, особенно за пределы околоземной орбиты, на последующие поколения? Плодовая мушка для подобных исследований - самое оптимальное модельное животное, - говорит Ирина Владимировна.
Ну, а завершилось "погружение" школьников в большую науку в небольшом, но очень симпатичном музее ИМБП РАН. Большинство представленных здесь экспонатов - прямо из космоса. На какой аппаратуре проводятся медико-биологические эксперименты на орбите? Как и чем кормили в полете "Биона-М" № 2 семьдесят пять мышей? И почему такие члены "биоэкипажа", как муравьи, ни в коем случае не могли бы полакомиться в полете семенами? Обо всем этом и не только участникам эксперимента "В космос со своим помидором" рассказал ответственный координатор проекта "Бион" Владислав Седлецкий.
P.S.
Редакция "Российской газеты", все участники народно-научного проекта "В космос со своим помидором" искренне благодарят руководство ИМБП РАН за потрясающий День открытых дверей, проведенный для российских и белорусских школьников.