Проснулся вулкан Килауэа. Чем это грозит на земле и в небе

Вулкан Килауэа на Гаваях выпустил фонтан лавы высотой 370 метров
07.12.2025 / 11:15
Вулкан Килауэа на Гавайских островах выпустил фонтан лавы высотой приблизительно 370 метров. Это 38-е извержение с декабря 2024 года.

По данным Геологической службы США (USGS), впервые на вулкане можно было наблюдать три примерно одинаковых по размеру фонтана. Это крайне редкое явление, говорят ученые. Общий объем выброса лавы, по оценкам специалистов, составил более 9,6 млн куб. м. Выбросы вулканического газа диоксида серы превышали 50 тыс. тонн в день во время интенсивного фонтанирования.

Всего на планете насчитывается более 1,5 тыс. действующих вулканов. Из них порядка 50-70 извергаются ежегодно.

Раскаленная лава представляет огромную опасность для людей. Те же тяжелые газы могут затруднять дыхание у людей, и не только страдающих астмой или респираторными заболеваниями, но и здоровых. Есть угроза отравления ядовитыми газами.

Но еще серьезнейшая проблема при извержении - пепел. Известно, что в России от вулканической активности страдает Камчатка. Так, 7 августа нынешнего года пепловый столб от выбросов Ключевской сопки, по информации Камчатского филиала ФГБУН ФИЦ "Единая геофизическая служба Российской академии наук", достиг высоты 12 километров над уровнем моря. Вулкану был присвоен "красный" уровень опасности для авиации. А в конце ноября вулкан Безымянный выбросил пепел на высоту более 11 километров.

- Те частицы, что представляют опасность для самолетов, плывут на критической для авиации высоте 8-12 километров, - комментирует президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ" Валерий Шелковников. - Попадая в двигатели, они могут быстро выводить их из строя. Известный случай: в 1982 году у "Боинга-747" авиакомпании British Airways, который попал в облако пепла от извержения вулкана в Индонезии, отказали все четыре двигателя. Лишь чудом удалось избежать трагедии.

Эксперты ИКАО считают, что полеты небезопасны при любой концентрации пепла. Даже самой низкой. В настоящее время ситуацию с облаками вулканического пепла непрерывно отслеживают метеоспутники. Им помогают метеостанции, запускаемые на аэростатах, и наземные станции, оборудованные лидарами. А проще - лазерными локаторами. Все данные оперативно обрабатываются и поставляются в аэронавигационные службы по всему миру.

Существуют ли какие-то международные рекомендации, где прописаны действия экипажей и авиакомпаний в подобных ситуациях? Есть общий документ ИКАО, название которого говорит само за себя: "Вулканический пепел. План действий при непредвиденных обстоятельствах". Разработаны руководства для экипажей воздушных судов и авиадиспетчеров по действиям при вулканической деятельности. Особенно это важно при выполнении дальних рейсов. Летчикам приходится или выбирать маршрут в обход очага, или "подныривать" под облако, или, наоборот, перелетать с набором высоты. Соответствующие инструкции передаются на борт.

Но надо заметить: осознание того, что информация об извержениях вулканов должна передаваться авиационным службам, пришло далеко не сразу. И только после трех случаев попадания пассажирских самолетов в облака вулканического пепла появилось новое направление в исследовании явлений, влияющих на безопасность полетов.

Поделиться