Андрей Козлов: Первые сверхзвуковые самолеты, по нашим прогнозам, появятся не раньше 2040-х годов. Сверхзвук входит в научную часть госпрограммы развития авиационной промышленности, есть соответствующие контракты Минпромторга России. ЦИАМ работает над созданием научно-технического задела по данной теме. Не только формирует предварительный облик двигателей и силовых установок, но и исследует их на экспериментальных образцах отдельных элементов, узлов и систем.
Есть расхожая авиационная шутка: "С хорошим мотором и ворота полетят". Говорят, изначально принадлежала чуть ли не Анри Фарману. Согласны?
Андрей Козлов: В каждой шутке лишь доля шутки. Двигатель неслучайно называют самым наукоемким механическим устройством по плотности инноваций на один кубический сантиметр. Образно говоря, именно на двигателях лежит самая тяжелая работа: они обеспечивают отрыв самолета от земли и полет на сверхзвуке по трассе. Несут всю нагрузку. Накопленный задел мы передаем отрасли.
Искренне и по праву гордимся тем, что все отечественные двигатели разрабатывались и получали путевку в производственную жизнь при активном участии ЦИАМ. Приятно признавать, что эти процессы не прекращались все 95 лет существования института.
Интервью с генеральным директором ЦИАМ имени П.И. Баранова Андреем Козловым читайте в "РГ" на полосе "Наука".
