27.09.2013 00:10
Культура

Константин Лопушанский: Кино уподобляется мейнстриму бульварной журналистики

На киноэкраны выходит "Роль" Константина Лопушанского
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (6193)
Во вторник состоялся пресс-показ, а на следующей неделе выходит в прокат фильм Константина Лопушанского "Роль". Новая работа лауреата лучших мировых кинофестивалей, художника легендарного мастерства, как последняя проверка публики на наличие вкуса. Перед прокатом режиссер дал интервью обозревателю "РГ".
Читать на сайте RG.RU
Пресс-конференция, посвященная фильму "Роль"

У "Роли" была черновая премьера в "РГ". Сейчас вы показываете новый вариант фильма?

Константин Лопушанский: У нас действительно было сделано два варианта фильма - для русского и зарубежного проката. Во втором меньше текста, чтобы не душить зарубежного зрителя несоразмерным количеством субтитров. Но на московский кинофестиваль у нас взяли международный вариант, на Петербургский кинофорум - тоже, и прокатчик выбрал его.

Андрей Максимов: Лопушанский - режиссер не публицистический

Русский же вариант я снял на тот случай, если картина поедет по городам и весям России. Чтобы зритель лучше смог понять героя, решившего сыграть роль другого человека, перебравшегося в его судьбу.

Стало общим местом мнение, что "Роль" несправедливо обошли наградами на последнем Московском кинофестивале. Роскошная критика, дружные пророчества главного приза фильму и приза за лучшую мужскую роль Максиму Суханову - а жюри абсолютно не заметило картину.

Константин Лопушанский: Я как-то посчитал, что побывал более чем на 50 фестивалях, из них на 30 получил главные или близкие к главным призы. И на Московском брал "Серебряного Георгия" за фильм "Посетитель музея". При ошеломляющем жюри - Вайда, Кустурица, Стеллинг... Так что грех было бы обижаться, у меня неплохая фестивальная судьба, в том числе и на ММКФ.

Озадачивает только, что организаторы фестиваля приложили большие усилия, чтобы заполучить наш фильм в программу. А потом мудрые критики, знающие тайны фестиваля, сказали, что в жюри собрались люди, ничего не понимающие в русской культуре. Странно, конечно, что при таком жюри, нас так усиленно приглашали в программу...

Эхо протеста против этой недооценки катится по городам и весям.

Константин Лопушанский: Федерация киноклубов в пику основному жюри присудила нам приз "За лучший фильм конкурсной программы", Смоленский кинофестиваль дал Суханову приз за выдающуюся работу, а мне за сценарий - это все очень трогательно. Ну и пресса в высшей степени комплиментарная, давно такой не получал.

Какие эстетики сегодня лидируют в фестивальном кино?

На ММКФ представили картину "Роль" с Максимом Сухановым в главной роли

Константин Лопушанский: Ну сегодня такая странная тенденция - не хочу выглядеть ретроградом, но невозможно закрывать глаза на объективные вещи - кино уподобляется мейнстриму бульварной журналистики. Очень часто на фестивалях в авангард попадает шоковое кино. Все, что составляет содержание "жареных фактов", ужас и криминал, все волнующее нервы вводится как инъекция в кровь читателю и зрителю. Но этот поиск дополнительно волнующего материала неизбежно смещает интерес к искусству.

И срывает вкус?

Константин Лопушанский: Да, срывает. Зрители ажиотажно бросаются на все, бьющее по нервам. Хотя и среди этого малоудачного материала есть удивительно удачные вещи, открывающие новый язык, новую дорогу, новое искусство.

Ваша "Роль" - необычная картина о блистательном русском актере-эмигранте Евлахове, решившем вдруг вернуться в разверстую ужасом революционных перемен Россию и доиграть в реальной жизни - согласно модным в Серебряном веке идеям Николая Евреинова - жизнь своего "двойника", красного командира Плотникова. Самые умные критики увидели в этом фильме метафору всего советского проекта - это драма, в которой все играли роли.

Константин Лопушанский: Мы очень близко подошли к глубокой и не нами открытой теме - ролевой сущности человеческого существования. Человек попадает в определенную ситуацию, она ставит его в рамки, задает ему роль - палача, жертвы...

В фильме есть и метафора трагической судьбы тех, кто вернулся из эмиграции в советскую Россию.

Константин Лопушанский: Да, тут звучит такая тема - зовущая нас Россия - Россия как болезнь, Россия как метель. В возвращении моего героя в революционную Россию есть что-то от птицы , возвращающейся на родину, хотя там пожар, там гибелью все дышит. И он не может сбить ее с пути. И наш герой вместо того, чтобы сидеть в теплой финской, (парижской, берлинской) квартире и следить за жизнью на родине через газеты - вдруг решает возвратиться домой в разоренную войной и революцией жизнь. Из-за ностальгии? Из-за тяги к стоянию "у мрачной бездны на краю"? Обе эти страсти есть в нашем генетическом культурном наследии.

Но вот Иван Бунин написал "Окаянные дни" и не помышлял о возвращении.

Константин Лопушанский: Актер становится зеркалом своего времени

Константин Лопушанский: Но мы же не знаем, что творилось в его душе. Андрей Тарковский - мы с вами ведем разговор в доме, в котором он жил - недаром снял фильм, посвященный загадочному чувству ностальгии. Помню, как в 1982 году, в феврале, он позвал меня, оказавшегося тогда в Москве, на день рождения жены Ларисы Павловны. Оставался где-то месяц до отъезда, было очень мало гостей. Андрей Арсеньевич вдруг поднял тост: "За Костю и в его лице за всех тех молодых ребят, которых я тут оставляю". Он сказал "оставляю", я это очень хорошо помню. Значит, знал или предчувствовал, что не вернется?

Тарковский считал ностальгию очень важным для нас чувством. В значительной мере определяющим человеческую сущность.

Но вашим героем движет не столько ностальгия, сколько творческий эксперимент.

Константин Лопушанский: Да, его не только Родина притягивает, но и какая-то тайна, недосказанность, недопонятость. А еще им движет жажда достигнуть вершины мастерства. Для актера как художника нет ничего выше "игры в живую". Обычно говоря об актерстве в жизни, мы представляем себе кривлянья дамочек, но здесь речь о другом - об открывании двери в чужую душу. О принятии чужой судьбы, понимании, пробывании ею жить. Это попытка взойти на ту вершину актерства, на которой, говоря словами Пастернака, "кончается искусство, и дышит почва и судьба".

За это наступает расплата, герою снятся чужие сны, чужая душа болит в нем. Он приходит в жизнь девушки как ее несбывшийся возлюбленный. Он берет на себя непосильный крест чужой кровоточащей души, со всеми ее грехами, со всей болью.

Возникало ощущение, что в фильм вписаны и зашифрованы судьбы великих и всем известных людей. Хотелось разгадать, кто на самом деле этот Плотников, не сам ли писатель Андрей Платонов? А "журналист, видевший Чехова", в блестящем исполнении Леонида Мозгового? Или арестованный в Лавре священник...

Константин Лопушанский: Для меня это и мой дедушка Тимофей Петрович. Он был священником, и его расстреляли в 38-м.

Максим Суханов потрясающе сыграл великого актера и краскома одновременно.

Константин Лопушанский: Суханов актер невероятного культурного багажа - и театрального, и жизненного, и философского. Он из тех актеров, кому надо давать свободу, и она обязательно принесет плоды. Когда его герой вернулся в родной город, мы искали интонацию этого возвращения в стихах Мандельштама. Максим предложил прочитать "Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты...". Эти неожиданные стихи очень точно легли, это одна из его необычных находок.

На какую киноаудиторию вы рассчитываете?

Константин Лопушанский: Я думал, что его придут смотреть люди моего возраста и круга. И был приятно удивлен, когда в питерском магазине "Порядок слов", где собирается продвинутая молодежь, зал набился битком, и все до глубокой ночи обсуждали фильм.

КСТАТИ

30 сентября начинается прокат фильма "Роль" в Москве, 3 октября - в Санкт-Петербурге и по всей стране. Прокатной судьбой фильма занялась российско-шведская компания "Кино без границ", главная сфера деятельности которой - дистрибуция артхаусных фильмов на территории России.

Наше кино