30.10.2013 00:06
Культура

Швыдкой: Искусство находится в сложных соотношениях с реальностью

Текст:  Михаил Швыдкой
Российская газета - Федеральный выпуск: №244 (6220)
Рассказывают, что во время Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован фашистами, Пабло Пикассо приходил в кафе, где собирались немецкие офицеры, и дарил им открытки с репродукциями "Герники". Он делал это с одной целью, - чтобы на их вопрос: "Это Вы сделали?", ответить: "Нет, что Вы, - это сделали вы". В этом ответе была и политическая и эстетическая дерзость. Трагический гротеск войны стал вровень с воображением художника, который, казалось, порвал с прямым жизнеподобием в своей творческой практике.
Читать на сайте RG.RU

Искусство находится в невероятно сложных соотношениях с реальностью. Но при всем том даже авангард ХХ века, который на первый взгляд разрушил представление о творчестве как об отображении жизни в формах жизни, был движим идеей выразить глубинные смыслы бытия. Тот исторический переворот, который произошел на рубеже ХIХ и ХХ веков и предопределил развитие новейшего искусства, совпадает с великой эпохой новейшей научной мысли. Наука и искусство оказались взаимодополнительными, - и ускользающими от обывательского сознания. Скорость и непредсказуемость цивилизационных изменений повлияла на художественную практику, равно как и художественные открытия предопределили многие научные идеи. Изменение представлений о пространстве и времени, о материи и психофизиологической жизни человека, произошедшие в последние сто лет, взорвали соотношения искусства и реальности. При всем величии Леонардо да Винчи или Ильи Репина они вряд ли могли задуматься о том, что такое бозон Хиггса. И какое искусство может быть созвучно процессу расшифровки генома человека. Не случайно Гегель в своей знаменитой лекции о взаимодействии наук и искусств пришел к выводу об их глубинной связи, которая лишь укрепляется в историческом времени. Наука и искусство всегда работают на опережение привычного восприятия мира, - они разрушают любые нормативы, опирающиеся на предшествующее знание.

Михаил Швыдкой: Наше общество плохо представляет, чем занимается наука

Сила науки и искусства выражается и в том, что они - в конечном счете - сами формируют собственную повестку дня, отвергая навязанные извне регламенты. И прежде всего потому, что научное и художественное творчество по сути своей работают в сфере неведомого. Их предназначение состоит в том, чтобы расширять границы наших представлений о мире и человеке, разгадывать не разгаданное, обнаруживать еще нераскрытое. При всем искушении заняться опровержением этой мысли, вспомнив о том, как политические и государственные решения в разные эпохи заставляли науки и искусства развиваться в качестве идеологических или практических инструментов, используемых властями для достижения своих целей, - боюсь, что не преуспею в этом. Проницательность власть предержащих, как раз состояла в том, что они улавливали важнейшие тенденции научной и художественной мысли, - и пытались использовать их в своих целях. Когда власть не угадывала новейших научных тенденций, - как в случае с кибернетикой и генетикой в СССР, - образовывались невосполнимые провалы, в конце концов, оборачивающиеся серьезными национальными проблемами. Сфера искусства всегда казалась куда как менее защищенной от воли власти, чем наука. Собственно, как и вся сфера идеологических отношений государства и гражданина. Но все амбициозные претензии на создание "нового человека", либо освобожденного от химеры совести, либо подчиненного в своей жизнедеятельности "единственно научному учению", - заканчивались историческими катастрофами. У распада СССР было множество причин - гео- и просто политических, экономических, социальных. Но, ни в коей мере не отказываясь от методов социально-исторического анализа, а может быть и благодаря им, вынужден обратить внимание на один из важнейших факторов этой исторической катастрофы, - на усталость человеческого материала. На нежелание продолжать игру по искусственным, лишенным реального понимания жизни правилам. Советские идеологи не учли сопротивляемость человека предлагаемым обстоятельствам. Можно было по-прежнему создавать "правильную" идеологию, "правильные" литературу и искусство, тратить на это огромные деньги, но поскольку они не имели никакого отношения к реальной жизни, вся конструкция была обречена на поражение. По существу сегодняшняя идеологическая ситуация связана вовсе не с "лихими 90-ми". И последнее десятилетие минувшего века, и первые десятилетия века нынешнего в своих духовных проблемах и противоречиях, - это результат поражения советской идеологии, разошедшейся с реальностью жизненных устремлений трехсот миллионов моих соотечественников из исчезнувшей страны.

Михаил Швыдкой спел на открытии нового сезона Театра Мюзикла

Можно, конечно, тешить себя иллюзиями, что конструирование современного "патриотического реализма" будет эффективнее сотворения реализма социалистического. Но уверен, что у него та же историческая судьба. И менее славная. Хотя бы потому, что под знаменами советской культуры было немало великих творцов, искренне верящих в великий гуманизм революционных идей. Не говоря уже о том, что нет ни необходимых материальных и репрессивных ресурсов, ни по-настоящему великих захватывающих идей, ни идеологов, сопоставимых с пламенными революционерами начала ХХ века.

Сто с лишним лет назад В. О. Ключевский сделал весьма существенное замечание: "Искусство любят люди, которым не удалась жизнь". Сегодняшнее российское бытие - при всех его сложностях и проблемах - открывает неведомые еще четверть века назад возможности для творческого жизнестроительства, - и тем бросает серьезный вызов искусству. В отличие от советских времен сегодня жить не менее интересно, чем читать. В соревновании искусства и жизни, искусство далеко не всегда оказывается в выигрыше. Обо всем этом не стоит забывать, создавая современную концепцию культуры России, которая не может быть абстрактным идеологическим документом, оторванным от нынешней российской действительности.

Живопись