05.11.2013 13:50
Происшествия

СК завершил расследование гибели платформы "Кольская"

Текст:  Алексей Михайлов (Мурманск)
Следственный комитет завершил расследование гибели буровой платформы "Кольская", которая принадлежит компании "Арктикморнефтегазразведка".
Читать на сайте RG.RU
Спасатели дальневосточного центра МЧС продолжают поиски в Охотском море

По словам руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимира Маркина, сейчас продолжается уведомление потерпевших.

Обвинение в окончательной редакции предъявлено исполняющему обязанности главного инженера АМНГР Леониду Бордзиловскому и исполняющему обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. По версии следствия, платформа затонула из-за превышения допустимой скорости буксировки.

В Охотском море спасены 14 человек с перевернувшейся буровой платформы

Буксировка самоподъемной буровой установки (СПБУ) "Кольская" от западного участка шельфа полуострова Камчатка к Сахалину началась 11 декабря 2011 года. Бордзиловский проигнорировал требования начальника СПБУ о том, что с "Кольской" нужно вывезти 28 человек, незадействованных в буксировке - в результате они остались на борту. Пять суток буксировка шла нормально.

В ночь с 15 на 16 декабря погода резко ухудшилась, начался шторм. Ответственный за буксировку СПБУ "Кольская" Михаил Терсин решил разогнаться до 4,8 узлов, чтобы обогнать надвигающийся циклон. Об этом он сообщил по электронной почте Лихвану и Бордзиловскому, которые не приняли никаких мер, чтобы остановить Терсина.

- На следующий день в результате превышения максимально допустимой скорости буксировки наружная обшивка корпуса СПБУ деформировалась, появились трещины, - говорится в сообщении СК. - На платформу стала непрерывно поступать вода.

К концу дня образовался крен платформы на нос. Прогноз погоды на ближайшие сутки был неблагоприятным. По спутниковой связи Бордзиловский и Лихван узнали о том, что необходимо опустить опорные колонны "Кольской" и перевести ее в дрейф. Однако обвиняемые проигнорировали и эту информацию.

Затем 17-18 декабря шквалистый ветер сорвал обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки затопило балластные цистерны, крен усилился, нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Вода пошла в машинное отделение, насосы не успевали ее откачивать, и в итоге платформа затонула.

Только через сутки Бордзиловский и Лихван дали запоздалое указание опустить опорные колонны - когда из-за крена платформы сделать это было уже невозможно.

- Зная, что ситуация критическая, а в районе бедствия нет судов, которые могли бы помочь экипажу, руководство АМНГР не приняло никаких мер для организации спасательных работ, - подчеркнули в Следственном комитете. - Более того, Бордзиловский запретил ответственному за буксировку даже подавать сигнал SOS до его особого распоряжения.

Но этот запрет пришлось нарушить. В 9.45 утра 18 декабря 2011 сигнал SOS все же был подан, но поздно. В 12.46 "Кольская" опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров. В этой катастрофе погибли 53 человека и пострадали еще трое.

Владельцам "Кольской" предъявили обвинения
Следствие Мурманск Сахалинская область Северо-Запад Дальний Восток