По словам руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимира Маркина, сейчас продолжается уведомление потерпевших.
Обвинение в окончательной редакции предъявлено исполняющему обязанности главного инженера АМНГР Леониду Бордзиловскому и исполняющему обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. По версии следствия, платформа затонула из-за превышения допустимой скорости буксировки.
Буксировка самоподъемной буровой установки (СПБУ) "Кольская" от западного участка шельфа полуострова Камчатка к Сахалину началась 11 декабря 2011 года. Бордзиловский проигнорировал требования начальника СПБУ о том, что с "Кольской" нужно вывезти 28 человек, незадействованных в буксировке - в результате они остались на борту. Пять суток буксировка шла нормально.
В ночь с 15 на 16 декабря погода резко ухудшилась, начался шторм. Ответственный за буксировку СПБУ "Кольская" Михаил Терсин решил разогнаться до 4,8 узлов, чтобы обогнать надвигающийся циклон. Об этом он сообщил по электронной почте Лихвану и Бордзиловскому, которые не приняли никаких мер, чтобы остановить Терсина.
- На следующий день в результате превышения максимально допустимой скорости буксировки наружная обшивка корпуса СПБУ деформировалась, появились трещины, - говорится в сообщении СК. - На платформу стала непрерывно поступать вода.
К концу дня образовался крен платформы на нос. Прогноз погоды на ближайшие сутки был неблагоприятным. По спутниковой связи Бордзиловский и Лихван узнали о том, что необходимо опустить опорные колонны "Кольской" и перевести ее в дрейф. Однако обвиняемые проигнорировали и эту информацию.
Затем 17-18 декабря шквалистый ветер сорвал обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки затопило балластные цистерны, крен усилился, нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Вода пошла в машинное отделение, насосы не успевали ее откачивать, и в итоге платформа затонула.
Только через сутки Бордзиловский и Лихван дали запоздалое указание опустить опорные колонны - когда из-за крена платформы сделать это было уже невозможно.
- Зная, что ситуация критическая, а в районе бедствия нет судов, которые могли бы помочь экипажу, руководство АМНГР не приняло никаких мер для организации спасательных работ, - подчеркнули в Следственном комитете. - Более того, Бордзиловский запретил ответственному за буксировку даже подавать сигнал SOS до его особого распоряжения.
Но этот запрет пришлось нарушить. В 9.45 утра 18 декабря 2011 сигнал SOS все же был подан, но поздно. В 12.46 "Кольская" опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров. В этой катастрофе погибли 53 человека и пострадали еще трое.