С такой инициативой выступил депутат Госдумы Сергей Иванов. Согласно законопроекту, если водитель попался в нетрезвом виде, ему придется заплатить штраф 30 тысяч рублей и лишиться прав на полтора - два года. А если после возврата прав в течение года он снова попадется нетрезвым за рулем, то в этом случае у него отберут автомобиль. В законопроекте прописано, что помимо конфискации водитель также будет лишен прав на три года.
Конфискация также предлагается как мера, альтернативная для тех, к кому арест применять нельзя. Арест предусмотрен за управление в нетрезвом виде уже лишенного прав водителя. А применяться он не может к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, ФСИН, противопожарной службы, ФСКН и таможенных органов.
Напомним, что сейчас за управление в нетрезвом виде предусмотрен штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5 - 2 года. А за повторное управление в нетрезвом виде - штраф в 50 тысяч и лишение прав на три года.
О конфискации автомобиля речь идет еще с конца прошлого года, после громкой аварии на Минской улице в столице, когда нетрезвый молодой человек сбил на автобусной остановке насмерть семь человек. Пятеро из которых были подростками.
Именно тогда посыпались многочисленные предложения по ужесточению законодательства в отношении нетрезвых водителей. Однако предложения о конфискации автомобиля были отвергнуты и правительством, и самими депутатами. Дело в том, что автомобилем зачастую управляют не его собственники. Поэтому при конфискации наказанным будет не тот, кто пьяным рулил, а реальный собственник автомобиля. Еще более сложным представляется конфискация машины у хозяев - юридических лиц. Например, как конфисковать автобус у автобусного парка за то, что за рулем оказался пьяный водитель? Или, например, КАМАЗ с бетономешалкой у строительной организации? Тогда идеям конфискации была дана довольно жесткая отповедь. И все-таки в апреле этого года несколько депутатов снова подняли эту тему, но в последствии сами отозвали свой законопроект.
Скорее всего, эту инициативу депутат проявил потому, что в соседней Белоруссии недавно эта норма заработала.
Как пишет в пояснительной записке Сергей Иванов, более чем в полтора раза увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения и ранее лишенных права управления, а число погибших в них людей - в два раза (с 78 до 157 человек). С 1 января 2011 года по настоящее время 18 912 водителей были неоднократно лишены права управления транспортными средствами. Из них: 16 519 - 2 раза; 1807 - 3 раза; 373 - 4 раза; 112 - 5 раз; 101 - 6 раз. Это, по мнению депутата, говорит о неэффективности действующего законодательства.
Уголовная ответственность может стать более ощутимой мерой. От судимости избавиться сложно.