Напомним, 5 ноября вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые ввели новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Помимо привычных "А", "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ", "DE" появилась категория "М" - мопеды и скутеры. Также появились подкатегории "А1" - легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, "В1" - квадроциклы и трициклы, "С1" - грузовики до 7,5 тонны, "D1" - автобусы до 16 мест. Также появляются и такие подкатегории, как "С1Е" и "D1Е". Они дают возможность управлять автомобилем соответствующих категорий с прицепами.
Но до сих пор ни одна автошкола водителей по таким категориям не готовила, а ГИБДД не выдавала соответствующих прав, потому что не было именно таких программ.
На основании этих программ автошколы должны разработать свои программы, по которым их будут лицензировать и по которым они потом будут обучать.
И вот они разработаны. Чему же предполагается учить будущих водителей?
Сами программы поделены на несколько блоков. Базовый блок одинаков для всех категорий и подкатегорий. В него входят основы законодательства в сфере дорожного движения, первая помощь, основы управления транспортными средствами. Проще говоря, будут обучать Правилам дорожного движения, возможной ответственности за их нарушения, а также объяснят, из чего состоит автомобиль.
Впервые кандидатов будут обучать психофизиологическим основам деятельности водителя. То есть по окончании автошколы водители будут знать, как сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов. Как влияет усталость и сонливость на свойства внимания, как с ними бороться. Также водителей будут учить безконфликтному общению и правилам обращения с агрессивными коллегами. Отдельно ученики изучат влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя.
Впервые будущих водителей будут обучать беречь жизни наименее защищенных участников дорожного движения. А именно: пассажиров, пешеходов и детей. Под это в программах отведены отдельные часы.
Также водителям расскажут про особенности грузопассажирских перевозок. На изучение всего этого блока для каждой категории отводится более 80 часов.
Остальные блоки уже специализируются каждый по своей категории или подкатегории. Минимум теории предусмотрен для водителей мопедов - 104 часа. Водителям категории "В" придется отсидеть за партой 160 часов. Для сравнения: сейчас на теорию для категории "В" отпущено 110 часов. Максимальное время теоретической подготовки заложено приказом для водителей категории "D" - 239 часов.
На вождение мопеда программами предусмотрено 18 часов. Для водителей категории "В" курс вождения составит 54 часа против сегодняшних 50. Максимальный курс вождения предусмотрен также для категории "D" - 100 часов.
Напомним, что, согласно поправкам в закон о безопасности дорожного движения, теперь можно обучать водителей и принимать у них экзамен на автомобилях с автоматической коробкой передач. При этом такие водители получат в правах отметку, что могут управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией. Сделано это для того, чтобы облегчить получение прав водителям, которым механическая коробка просто не нужна. Однако облегчение оказалось минимальным. Разница в подготовке на механике или автомате составляет всего два часа в занятиях по вождению. Так что даже для ярко выраженных блондинок все упрощение будет состоять только в том, что им не придется гадать, чем нажимать на третью педаль.
Программа обучения на категорию "М" и подкатегорию "А1" практически не отличается. Непонятно, зачем вообще было вводить отдельную категорию для мопедов: проще было включить их в "А1".
Еще одно новшество - это обучение всех поголовно, в том числе и водителей мопедов, особенностям грузопассажирских перевозок. Они узнают требования по лицензированию автотранспортной деятельности, особенности движения по территории предприятия, погрузке, разгрузке и перевозке грузов, а также продолжительность и состав рабочего времени водителей автомобилей, что такое время отдыха, и как работать водителем в нерабочие и праздничные дни.
Даже блондинке, желающей получить права, чтобы ездить на своем автомобильчике из дома до салона красоты, придется изучить диспетчерское руководство работой такси на линии, организацию выпуска подвижного состава на линию, и контроль за своевременным возвратом автомобилей в таксопарк. Ей также предстоит узнать, как работает такси в "часы пик", назначение и порядок использования таксометров и что такое путевой (маршрутный) лист.
Все эти требования по подготовке водителей появились не просто так. Дело в том, что согласно вступившим в силу с 1 сентября поправкам в закон об образовании, водитель - это профессия. Поэтому автошколы готовят именно профессионалов, а курсантам выдают свидетельство о получении профессии - "водитель". Даже водитель мопеда - профессионал. Он тоже может работать на своем транспорте, например, по перевозке пиццы. Это в советские годы водители делились на профессионалов и любителей. Потом такое разделение ушло и все стали любителями. А сейчас все поголовно - профессионалы. И, соответственно, должны знать все особенности работы на транспорте соответствующей категории.
Это еще не все особенности нового приказа. Изначально программа разбита на блоки, чтобы облегчить водителям обучение и получение прав по новым категориям. Например, у меня открыта категория "В", а я хочу открыть категорию "С". Базовый блок я знаю, значит, мне нужно доучить только специфику. Но программ переподготовки пока почему-то не предусмотрено. А значит, я должен буду пройти все обучение полностью.
Если я имею право водить машину с автоматом, но захотел получить возможность управлять автомобилем с механикой, мне тоже потребуется пройти полный курс обучения. Хотя такие переходные программы были предложены на рабочей группе, но по непонятной причине в итоговый документ не попали.
В 800-страничном документе прописаны не только программы, по которым будут обучать водителей 16 категорий и подкатегорий, но и требования к оснащению автошкол, а также к преподавательскому составу.
Так преподаватели в автошколе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом не важен стаж работы.Так же у преподавателя должно быть удостоверение на право управления соответствующей категории или подкатегории.
Мастера производственного обучения должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, а также дополнительное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика". У него должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, а также непрерывный стаж управления автомобилем не менее трех лет. Кроме этого, он должен иметь документ на право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории, подкатегории.
Отдельно прописаны требования к площадкам, классам и количеству автомобилей.
Количество автомобилей расчитывается по специальной формуле, которая учитывает пропускную способность автошколы. Если например, школа выпускает в год 1000 водителей, обойтись одной учебной машиной она просто не сможет.
Площадка, на которой обучают первоначальным навыкам вождения, должна быть забетонирована или асфальтирована. Также она должна быть огорожена, чтобы, кроме инструктора и ученика, на нее никто не мог попасть. А также должна иметь такое сооружение, как горка, и дорожную разметку.
Все это позволит жестче контролировать работу автошкол. И, как следствие, повысить качество обучения водителей.
Помимо этого документа, который позволит готовить водителей соответствующих категорий, должно появиться еще постановление правительства, которое утвердит порядок приема экзаменов. Проект его уже вывешивался на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения. Как только будет подписано это постановление, появится еще приказ МВД утверждающий административный регламент по приему экзаменов на право управления у будущих водителей.
Кстати
За прошлый год получили водительские удостоверения 2 миллиона 314 тысяч человек.
При этом сотрудники ГИБДД приняли более 8,5 миллиона экзаменов. То есть в среднем получается, что кандидаты в водители сдавали экзамены более чем с трех попыток.
В то же время количество аварий, которые совершают водители со стажем менее трех лет, с каждым годом только растет. Это косвенно говорит о невысоком уровне подготовки новичков. Помогут ли изменить ситуацию с подготовкой водителей новые программы - покажет время.