Автошколы обвинили в коррупции при выдаче водительских прав
О громких разоблачениях, увольнениях и выставлениях на вид было объявлено по всем возможным каналам. В итоге глава МВД Владимир Колокольцев пообещал уволить со своего поста заместителя начальника столичной ГИБДД Михаила Мартюшева, который курирует работу экзаменационных подразделений.
Столь резкие действия министра тут же пошли волной по регионам. Угроза увольнения из-за дурных подчиненных висит буквально над каждым начальником. Но у любой медали две стороны. А как быть с теми, кто давал взятку и тем самым провоцировал на преступление? Можно ли отобрать у них права, полученные таким образом?
Это маловероятно. В одной Северо-Кавказской республике был такой случай. Молодой человек 25 лет пришел в ГИБДД менять права. Истек срок их действия - 10 лет. В ГИБДД сильно удивились, получается, что он их получил в 15 лет. Но были вынуждены обменять водительское удостоверение. Законных оснований для отказа не было. Даже если доказать, что оно было выдано незаконно, срок давности истек. А сейчас возраст этого водителя соответствует тому, что прописано в правилах и законах.
Но продолжим о второй стороне медали. В коррупционной схеме была задействована некая якобы автошкола. Не будет ни один нормальный гаишник предлагать купить права. Зато существуют некоторые организации, готовые предложить посреднические услуги. Причем формально они вполне законны. Сейчас по законодательству получить лицензию на обучение водителей ничего не стоит. Никто не проверяет, есть ли у автошколы учебные классы, наглядные пособия, закрытая площадка, свой автотранспорт. Раньше этим занималось ГАИ. И только после подписи инспектора местный образовательный орган выдавал лицензию. Сейчас все гораздо проще. Достаточно иметь бумаги о наличии всего этого. Никаких проверок никто не проводит. Просто выдаются лицензии.
Портфельные и сетевые автошколы стали расти как грибы после дождя. Вложения средств минимум, а доход приличный. Если учесть, что в год 2,5 млн человек получают права. Если обучать по установленным программам, то дело оказывается вовсе не выгодным. И содрать немножко денег якобы за обучение теории, потом отдать ученика инструктору, который к автошколе не имеет отношения и за каждую поездку требует доплат. А потом еще попросить денег на лапу инспектору. Не факт, что инспектор эти деньги получит. Вот тут и получается довольно доходный бизнес. Именно таким способом и промышляла автошкола, причастная к скандалу в столичном ГИБДД.
Теперь давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения ГИБДД. В год выдается 2,5 млн прав. Для этого тратится 9 млн часов человеко-экзаменов. То есть в среднем кандидаты в водители сдают экзамен только с 3-й или 4-й попытки. Почему? Плохо готовили? С первого раза в среднем по стране сдает 33% кандидатов в водители. И это тоже беда. Если в каком-то подразделении вдруг неожиданно с первой попытки начнут сдавать 40% - это будет повод для серьезной проверки. Если, наоборот, процент приема с первого раза упадет ниже 30% - снова проверки. Кто сказал, что палочная система не работает?
Итак, 33% сдали с первого раза. Куда девать остальных? На приеме этих 9 млн часов человеко-экзаменов работает 3 тыс. госинспекторов. Количество желающих получить права растет с каждым годом. Но конкуренцию им составляют те, кто с первого раза не сдал. Есть рекордсмены, которые получают права с 15-го раза. Количество попыток у нас не ограничено. Потому и очереди длиной в полгода на получение прав.
Липовые автошколы об этом прекрасно осведомлены, поэтому и не поднимают качество обучения. Зачем? Не сдал с первого раза, сдашь с 10-го. Сегодня ситуация катастрофическая. Именно потому инициативная группа из числа руководителей автошкол предлагает полностью изменить систему. Все эти предложения были прописаны в рекомендациях Всероссийского семинара руководителей автошкол.
Чего хотят автошколы? Есть поручение президента разработать профессиональные стандарты. Всего предлагается прописать 800 профессий. В том числе водителей.
По мнению автошкол, это главное. Для начала должен быть создан стандарт. Некие требования к знаниям и умениям водителей. Исходя из этих стандартов должна быть подготовлена система оценки этих знаний. То есть тот самый экзамен в ГИБДД.
При этом этот экзамен должен быть абсолютно прозрачен как для кандидата в водители, так и для его учителя, а также инспектора. Должны быть четко прописаны те требования, которые инспектор должен требовать, а также сколько раз это требовать. Нужны четкие критерии оценки не только кандидата в водители, но и работы самого инспектора.
Для качественного приема экзаменов должны быть прописаны правила или регламенты. В том числе ограничение количества попыток сдачи. Не сдал с третьего раза - иди, обучайся дополнительно. Возможно, ввести плату за каждую из попыток. Если будет разработан подобный стандарт на прием экзаменов, автошколам придется подгонять свои программы именно под него. Таким образом качество подготовки водителей повысится.
Но помимо этого требуется еще создать структуру, которая будет готовить и учителей автошкол, и экзаменаторов в ГИБДД.