Водителю, на долгое время лишенному прав за управление автомобилем подшофе, можно дать шанс, считают авторы предложения. Фото:Сергей Михеев
Такое неожиданное предложение озвучил 1-й зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. На фоне регулярного ужесточения ответственности водителей это предложение можно назвать революционным. Напомним, что до сих пор 2-го чтения в Госдуме ожидает законопроект, предусматривающий за повторное управление автомобилем подшофе уголовную ответственность.
Впрочем, это пока только идея, и ее еще надо обсуждать с профессиональным сообществом. Лысаков напомнил, что еще в советские годы была такая практика, как досрочный возврат водительского удостоверения за примерное поведение. Если у нас даже по уголовным статьям предусмотрено условно-досрочное освобождение, то почему бы такую возможность не завести и для административной ответственности?
Сейчас водитель, лишенный прав, отгулял свой срок, пришел в ГИБДД и спокойно вернул права обратно. После того, как будет принято постановление правительства о возврате задержанных удостоверений, ему еще придется сдать теоретический экзамен. Однако не факт, что время лишения пошло на пользу. Не факт даже то, что он больше никогда не сядет пьяным за руль. Конечно, возвращать права нужно только если есть уверенность, что человек завязал. Но как в этом убедиться? Возможно, проводить тесты, брать кровь на анализ с некоторой периодичностью.
- Разработчики из Воронежа запатентовали прибор, по анализу крови позволяющий установить, есть ли у человека алкогольная зависимость, - говорит Лысаков. - Может, стоит взять его на вооружение? И возвращать права пьяницам только после проведения курса лечения.
Но есть и те, кто попался впервые, сел за руль нетрезвым по глупости.
Им можно пойти на встречу. Можно, например, по истечении половины срока лишения, при ходатайстве с работы и наличии медсправок, вернуть права. Возможно, потребуется установить еще одно условие: обязательную установку на автомобиль алкозамка.
Напомним, что алкозамок активно применяется за рубежом. В Швеции в качестве эксперимента уже давно проводится программа, в ходе которой водитель, попавшийся за рулем нетрезвым, может установить на автомобиль алкозамок за свой счет. Ему придется заплатить штраф, ходить на курсы и сдавать кровь на анализ, но права не отберут. При этом ему ставится жесткое условие: если он хотя бы однажды попытается завести автомобиль по пьянке, прав он все-таки лишится. А о такой попытке в сервисный центр сообщит сам алкозамок.
Почему бы не использовать этот опыт и у нас, тем более в той же Швеции он показывает неплохие результаты, задается вопросом Лысаков. Может, у нас не стоит применять алкозамок в качестве альтернативы наказанию, предусмотренному КоАП. Но при возможности условно-досрочного возвращения прав почему бы не использовать такую технологию. Тем более устанавливать замок такой водитель будет за свой счет. А не захочет, пусть ходит пешком до конца срока лишения. Необходимо проработать все вопросы, связанные с установкой и обслуживанием таких алкозамков. Проработать с сервисными центрами вопрос, смогут ли они контролировать эксплуатацию этих устройств на расстоянии.
В той же Швеции опыт использования алкозамков показывает, что обмануть их практически невозможно. Если перед тем, как завестись, можно попросить прохожего дыхнуть в трубочку, то что делать, когда замок потребует дунуть еще раз прямо в дороге? Воздушные шарики тоже не помогут. Алкозамок измеряет температуру выдыхаемого воздуха, скорость и объем выдоха.
Кстати, опыт использования алкозамков в России тоже есть. Их в качестве эксперимента устанавливали на школьные автобусы и общественный транспорт в Татарстане. Применение также дало положительные результаты. Но итоги этого эксперимента были забыты.
Но это идеи, которые еще требуют обсуждения. Лысаков намерен в следующем году собрать экспертов, чтобы досконально проработать этот вопрос. Ведь нельзя все время только закручивать гайки.