Куда же и когда придет в этом году подземка? Поедут ли москвичи быстрее на автомагистралях? Когда исчезнут бутылочные горлышки на выездах из Москвы? На вопросы журналистов "РГ" отвечал на "Деловом завтраке" руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.
МЕТРОвыми шагами
Андрей Юрьевич, о завершении строительства станций метро "Лесопарковая", "Битцевский парк" и "Деловой центр" строители отчитались еще в конце 2013-го. Когда же они распахнут двери перед пассажирами?
Андрей Бочкарев: До 1 февраля москвичи обязательно поедут по новым участкам. Сейчас метрополитеновцы обкатывают новые линии.
Но эти станции не входят в планы ввода 2014 года?
Андрей Бочкарев: Нет. В этом году у нас предстоит ввод 13,1 км линий и 9 новых станций. Это участок Люблинско-Дмитровской линии от станции "Марьина Роща" до станции "Петровско-Разумовская", куда входят еще станции "Бутырская" и "Фонвизинская". Очень сложная ветка глубокого заложения, со сложнейшими почти на всем протяжении гидрогеологическими условиями. Работать приходится почти вручную - линия идет вдоль плотно застроенной территории.
Сдадим и участок Сокольнической ветки со станциями "Тропарево", "Румянцево" и "Саларьево", которые идут от "Юго-Западной". на территорию Новой Москвы. Участок Таганско-Краснопресненской линии дойдет до города Котельники Московской области. На этой же линии построим станцию "Спартак", а на Замоскворецкой - "Технопарк".
Запуск всех станций запланирован на декабрь?
Андрей Бочкарев: "Спартак" стоит в графике на май, "Тропарево" - на сентябрь. Остальные будут готовы к концу года.
Метростроители взяли очень высокие темпы: более 20 км построили за два года. Новые технологии используете? К примеру, испанский метод, с двумя линиями в одном тоннеле...
Андрей Бочкарев: В мире этот метод давно применяется. Мы же его впервые испытаем на Третьем пересадочном контуре.
Параллельно и транспортно-пересадочные узлы строятся?
Андрей Бочкарев: Вместе с 9 новыми станциями появятся 9 плоскостных ТПУ. Капитальные пока проектируются, и лишь на некоторых идет подготовка к началу работ. В 2015-м сдадим три капитальных ТПУ - на станциях "Новокосино", "Алма-Атинская" и "Пятницкое шоссе".
Светофоров становится меньше
В прошлом году, судя по отчетам, в Москве построено 73,9 км дорог, что в 4 раза больше, чем в 2010-м. Если прикинуть по протяженности, получается, что Москва получила еще одну Ярославку, Варшавку, Волоколамку, Волгоградский проспект, Киевское и Дмитровское шоссе, вместе взятые. Где же эти новые пути-дороги?
Андрей Бочкарев: Уточню, мы всегда говорим: построили и реконструировали. Пять обновленных вылетных магистралей: Ленинградское, Варшавское, Каширское, Ярославское шоссе и трасса Балаклавский проспект - Рублевское шоссе уже введены в строй. К тому же в ходе реконструкции появляется всего больше полос движения, чем было. Скажем, к 5,9-км той же Ярославки добавилось еще 5 км, так как с обеих сторон от Северянинского путепровода появились трехполосные боковые проезды.
Продолжаются работы на Щелковском, Можайском шоссе и шоссе Энтузиастов, а также Рязанском проспекте - их планируется завершить в этом году. В частности, на Можайке от улицы Петра Алексеева до улицы Говорова строится транспортная развязка, которая избавит москвичей сразу от трех светофоров. В 2015-м завершим и реконструкцию улицы Рябиновой.
Проблем с финансированием не будет? Денег-то из бюджета Москвы на дорожные работы в адресной инвестиционной программе заложено меньше, чем в прошлом году?
Андрей Бочкарев: В 2014-м на дорожное строительство предусмотрено 90 млрд руб. против 105 в прошлом году. При этом все запланированные дорожные объекты будут построены и сданы в эксплуатацию вовремя. Стоимость строительства значительно сокращается в ходе проектирования и на торгах. Так, за прошлый год мы сэкономили на дорожном строительстве 9,6 млрд руб. К тому же сделанный "задел" позволит и в дальнейшем не снижать темпов ввода объектов без существенного увеличения финансирования.
Свое главное обещание о том, что транспортная ситуация в городе после реконструкции дорог улучшится, власти выполнят?
Андрей Бочкарев: А вы как считаете? Вы же ездите по московским дорогам и можете сравнить ситуацию до начала работ и после...
По Мичуринскому проспекту транспорт уже несется. Дмитровка тоже заметно лучше поехала... Но пробок еще хватает...
Андрей Бочкарев: Пропускная способность реконструированных дорог значительно повышается. Но мы никогда не говорили, что только строительство дорог решит транспортные проблемы. Вся работа на вылетных магистралях направлена на создание инфраструктуры для общественного транспорта, чтобы именно он беспрепятственно ехал. И это делается! В частности, планировалось создание 228,48 км выделенных полос. Почти 128 км уже есть, еще 100 появится до конца года. Скорость на них выросла. Автомобилистам этого мы гарантировать не можем, как и нигде в мире. Тем более что ежегодно в Москве прибывает количество личного автотранспорта.
А когда шоссе Энтузиастов поедет?
Андрей Бочкарев: К лету работы завершим. Но и там быстрее поедет в первую очередь именно общественный транспорт.
Москвичей очень тревожат бутылочные горлышки на выезде из столицы. Удалось подключить к реконструкции вылетных магистралей Подмосковье?
Андрей Бочкарев: Москва направляет значительные средства на решение дорожно-транспортных проблем, области трудно угнаться за нашими темпами дорожного строительства. Но благодаря участию Минтранса России вопрос синхронизации работ начал решаться. Уже развернулись работы по ту сторону МКАД на Ярославке, на Можайском и Новорижском шоссе.
По Москве проходит 19 вылетных магистралей. Но почему-то говорят о реконструкции лишь 10. А остальные?
Андрей Бочкарев: Сроки реконструкции Алтуфьевского шоссе и Волгоградского проспекта, Ленинского проспекта, улицы Профсоюзной скорректированы. Причины разные. Например, реконструкцию Ленинского перенесли в связи со строительством линии метро в Саларьево. Подземка придет в Новую Москву - Переделкино, Рассказовку... По плану в 2017-м, может быть, удастся и в 2016-м. Это кардинально повлияет на транспортную ситуацию и на Ленинском проспекте. В его реконструкцию, может быть, и не придется вкладывать такие большие средства. К концу 2015-го это станет ясно.
До МКАД очередь дошла? Ее тоже обещали реконструировать.
Андрей Бочкарев: В прошлом году улица Подольских курсантов была продлена до МКАД и построена новая развязка - не в виде клеверных листков, как прежде, при которых встречные потоки транспорта мешали друг другу, а с не пересекающимися съездами и въездами. Введена и первая очередь развязки, строящейся на федеральные средства, в районе пересечения с Молодогвардейской улицей, на нее выходит платная дорога в обход Одинцово. В настоящее время ведется сооружение еще четырех: на пересечении с Волгоградским и Мичуринским проспектами, а также Можайским и Дмитровским шоссе. Еще на пять транспортных развязок - на пересечении с Ленинским и Рязанским проспектами, улицами Липецкой и Профсоюзной, а также Волоколамским шоссе - объявлены торги.
Стройка в три смены - норма
Вопрос от читательницы "РГ": почему снята вся техника с Северо-западной хорды?
Андрей Бочкарев: У нас нет одного объекта Северо-западная хорда, это обобщающее название серии дорожных объектов. А вот работы на улице Берзарина действительно приостановлены из-за проблем с подрядчиками. Но техника оттуда не снята, стоит и через месяц-полтора возобновит свою работу.
Северный дублер Кутузовского проспекта начнут прокладывать в этом году?
Андрей Бочкарев: Думаю, что да. Проектная документация готова еще два года назад, ведутся переговоры с инвесторами, которые построят его за свой счет.
В Москве ужесточаются правила привлечения на работу мигрантов. Не опасаетесь, что стройки без рабочих рук останутся?
Андрей Бочкарев: Квалифицированные работники на московских стройках - в основном наши соотечественники. Неквалифицированных, тех, кто стройплощадку подметает и держит в руках лопату, всего 10-15% от 15 тысяч занятых в дорожном строительстве. У подрядчиков на такое количество рабочих мест есть квоты.
Руководитель департамента строительства города Москвы Андрей БочкаревЧто происходит на площади у Белорусского вокзала? Строители ушли, а обещанной транспортной развязки так и нет.
Андрей Бочкарев: Первый этап работ, начатый в 2008 году, по перекладке инженерных коммуникаций, мы завершили, восстановили дорожное покрытие. Проектная документация на саму развязку уже готова, как и на паркинг на 800 машино-мест, его построим вместо планировавшегося торгового центра. Сейчас идут переговоры с инвесторами - город хотел бы освободить бюджет от затрат на гараж.
И когда же москвичи поедут мимо Белорусского вокзала без светофоров?
Андрей Бочкарев: В этом году работы начнутся, еще год-два уйдет на строительство развязки... Значит, в 2016-м. Торги на определение подрядчика уже объявлены, в конце февраля будет известен победитель.
Будет ли достроен Алабяно-Балтийский тоннель?
Андрей Бочкарев: Движение в обоих направлениях пустим весной, а благоустройство и строительство паркинга завершим к концу 2014-го - началу 2015 года.
ФИФА смотрит на Москву
На днях премьер-министр страны Дмитрий Медведев поставил задачу: обеспечить всех нуждающихся малышей детсадами к 2016 году. А Москва, судя по адресно-инвестиционной программе, строительство садиков сократила...
Андрей Бочкарев: Решение, сколько городу надо садиков, принимается совместно с профильными департаментами. За последние два года мы построили более 100 детсадов. Поэтому очереди для детей с 3 до 7 лет в Москве практически уже нет. На 2014 год запланирован еще 21 детсад. Задачу, поставленную президентом и премьером, столица надеется решить одной из первых среди субъектов РФ.
Правда ли, что теперь детсады строятся без бассейнов? Но где-то же малышей надо учить плаванию?
Андрей Бочкарев: Многие наши садики спроектированы со встроенными бассейнами. И если позволяет участок, то бассейн обязательно предусмотрен.
Во время выборов мэра говорилось о необходимости строительства в Москве поликлиник - многие из существующих перегружены. Когда же москвичи получат их?
Андрей Бочкарев: Проектирование завершится в этом году и строители сразу выйдут на площадки. До 2016 года 23 поликлиники, оснащенные по самым современным стандартам, должны быть уже введены в строй. А еще 27 стоят в планах до 2017 года.
Вы обещали и ЗАГС открыть в "тарелке" над Живописным мостом. Московские женихи и невесты, настроенные сочетаться законным браком ближе к небу, ждут...
Андрей Бочкарев: Работы немного затянулись. Проблема в лифтах. Подвесной купол сначала предназначался под ресторан, которому нужны обычные лифты, с кабинами на 3-4 человека. На свадебных же церемониях жениха и невесту сопровождает обычно большая компания родных и друзей, значит, и подъемник нужен сразу человек на 20. А это уже нестандартное оборудование. Мы его заказали за рубежом, и думаю, что к концу 2014 года получим. Ну а в 2015 году сможет начать свою работу уже сам ЗАГС.
А что сейчас происходит в "Лужниках"? Строители не опоздают с подготовкой стадиона к чемпионату мира по футболу?
Андрей Бочкарев: Даже раньше закончим реконструкцию. Перед нами поставлена задача сдать его в эксплуатацию в мае 2017 года, чтобы летом уже можно было проводить там тестовые соревнования для подготовки к чемпионату. Работы ведутся по прямому соглашению между департаментом строительства Москвы и ФИФА.
Сейчас мы завершаем разборку железобетонных конструкций первого этапа и приступили к демонтажу внутренних инженерных систем. Завершить демонтажные работы мы планируем к концу мая этого года.
После демонтажа трибун их место займет временная специальная металлическая конструкция, которая заменит колонны, поддерживающие кровлю весом 22 тысячи тонн.
И что, ФИФА контролирует, как идет стройка?
Андрей Бочкарев: Да, очень жестко. ФИФА установила даже для этого видеокамеры. Не сомневайтесь, строители любителей футбола не подведут.