Владимир Андреевич, сложилось стойкое мнение, что число катаклизмов нарастает, как и число жертв. Ваш опыт это подтверждает?
Владимир Пучков: Прошедший год был не простым, он отмечен целым рядом крупномасштабных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Это пожары в Сибири и Якутии, падение метеорита в Челябинской области, наводнение на Дальнем Востоке и другие. И везде единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отработала по полной программе. Все органы управления, включая федеральные и региональные структуры, вместе с подразделениями МЧС России действовали скоординированно и слаженно.
Считаю, что самый главный показатель нашей работы - это количество спасенных человеческих жизней при чрезвычайных ситуациях, пожарах, авариях и катастрофах. В ушедшем году мы спасли более 289 тысяч человек.
На 106 снижено количество чрезвычайных ситуаций. При этом число погибших уменьшено более чем на 24 процента - это еще 201 сохраненная человеческая жизнь. Кроме того, количество техногенных пожаров сократили более чем на 6 процентов, это почти на 10 тысяч, а гибель при них людей уменьшилась почти на 10 процентов. Это дополнительно 1104 сохраненных человеческих жизней.
Более чем на 10 процентов сокращено количество происшествий на воде. Достигли снижения числа погибших людей на водных объектах, а это еще дополнительно 449 спасенных жизней. Но мы не собираемся на этом успокаиваться. Перед министерством стоит ряд задач, которые необходимо решить с учетом прогнозируемых опасностей и угроз.
За счет чего удалось сократить людские потери во время аварий и стихийных бедствий?
Владимир Пучков: Не открою секрет, если скажу, что любое чрезвычайное происшествие легче предупредить, чем ликвидировать. Поэтому в МЧС России внедряются новые подходы по профилактике, предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров. Приняты и разрабатываются нормативные, правовые документы по основам безопасности жизнедеятельности. Сформированы современные механизмы их реализации. Таким образом, ведется активная работа во всех субъектах России и муниципальных образованиях.
Однако этого недостаточно. Для прогнозирования чрезвычайных ситуаций необходимо использовать весь арсенал современных технических средств. Модернизируется система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наблюдения и лабораторного контроля. В полном объеме задействована спутниковая группировка России и наших зарубежных партнеров, повсеместно внедряется ГЛОНАСС.
Мы учитываем природные и географические особенности регионов. Так, например, на самых восточных рубежах страны усиливаем систему сейсмонаблюдений и предупреждения о цунами. В горах Северного Кавказа контролируем лавинную опасность.
МЧС России продолжает развивать современную систему центров управления в кризисных ситуациях. Создаем все условия для нормативного функционирования пожарно-спасательных подразделений и подразделений, обеспечивающих безопасность на водных объектах.
Будут ли создаваться новые подразделения МЧС?
Владимир Пучков: Среди приоритетных задач министерства прежде всего - создание пожарно-спасательных подразделений на базе специализированных пожарных частей. Их основная задача - тушение крупных пожаров, прикрытие критически важных объектов и защита населенных пунктов от крупных чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время для прикрытия отдаленных районов страны от крупномасштабных пожаров и чрезвычайных ситуаций создаются 35 таких многопрофильных пожарно-спасательных подразделений.
В наиболее значимых промышленных и густонаселенных регионах страны создано 10 специализированных пожарно-спасательных частей. Они укомплектованы подготовленным личным составом, современной техникой, экипировкой, новым оборудованием. В наступившем году планируется создать еще 25 подобных частей. Дополнительно сформированы ряд новых подразделений противопожарной службы и 309 опорных пунктов по тушению крупных пожаров.
В регионах продолжаем создавать современные высокотехнологичные центры управления в кризисных ситуациях. В начале этого года поставлен на боевое дежурство центр управления в кризисных ситуациях Свердловской области. Планируем сдать в эксплуатацию специализированные аварийно-спасательные центры в Мурманске и Ставрополе, центры управления в кризисных ситуациях в Московской и Орловской областях.
В ближайшее время завершим создание объектов Национального аэромобильного спасательного учебно-тренировочного центра подготовки горноспасателей и шахтеров. Во всех регионах страны планируем создать центры беспилотной авиации и робототехники.
Вместе с тем активно реализуем Государственную программу "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах". Выполняем мероприятия федеральных целевых программ и внедряем новые подходы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. А также по преодолению последствий радиационных аварий - Чернобыльской катастрофы, аварий на П/О "Маяк" в Челябинской области и Семипалатинском полигоне.
Какая новая техника должна поступить на вооружение МЧС?
Владимир Пучков: Проводится большая работа по оснащению пожарно-спасательных подразделений перспективной высокоэффективной техникой, современной экипировкой. За год в МЧС России поставлено свыше 41,5 тысячи единиц оборудования, 4 многофункциональных воздушных судна, более 700 современных образцов техники.
В 2014 году планируем поставить пожарные автомобили с улучшенными характеристиками, повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ, другую новую технику и снаряжение для работы, робототехнику, беспилотные летательные аппараты и много другого. Подразделения пожарных и спасателей получат современную экипировку для работы в сложных условиях.
А в ближайшие годы собираемся приобрести современные отечественные самолеты "Сухой Суперджет 100", которые будут использоваться для проведения спасательных операций и санитарной эвакуации пострадавших. Кроме того, в планах - приобретение дальнемагистральных самолетов семейства "Ту", которые позволят ведомству проводить медико-санитарные эвакуации из отдаленных регионов страны, а также из дальних зарубежных стран. Намечено поступление новейших самолетов "Ил-476", которые со временем придут на смену самолетам "Ил-76".
Также МЧС России планирует приобрести для проведения разминирования мобильный робототехнический комплекс, оснащенный системой видеонаблюдения и передвижения. Для работы в сложных арктических условиях решено закупить аварийно-спасательную технику, снегоболотоходы и снегоходы. Также хотим приобрести многоцелевые пожарно-спасательные катера, суда на воздушной подушке для работы на водных объектах. Все это - современные, многофункциональные и инновационные образцы техники и оборудования, причем в основном отечественного производства.
Это позволит качественно улучшить реагирование во всех уголках страны.
Какие современные эффективные технологии применяются для информирования и оповещения населения?
Владимир Пучков: Реализованы мероприятия по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. В 42 городах Российской Федерации созданы информационные центры, организована работа пунктов уличного информирования и оповещения населения, установлено более 4 тысяч технических устройств оповещения. Ежесуточный охват системы ОКСИОН обеспечивает доведение необходимой информации до населения свыше 60 миллионов человек.
Ведется активная работа по постоянной модернизации систем оповещения населения в регионах страны. Одновременно с этим продолжаем внедрять локальные системы оповещения на опасных производственных объектах.
Самым главным испытанием прошлого года стало наводнение на Дальнем Востоке. В чем были особенности крупномасштабной спасательной операции в регионе?
Владимир Пучков: Сразу хочу сказать, что главный итог спасательной операции на Дальнем Востоке состоит в том, что не погиб ни один человек среди гражданского населения, а материальные потери были минимизированы.
В кратчайшие сроки по поручению президента России была включена в боевую работу Система антикризисного управления под руководством Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России. Мы вовремя смогли мобилизовывать все силы и ресурсы. Работало более тысячи органов управления на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Вся страна помогала терпящему бедствие региону. Для ликвидации последствий наводнения была задействована группировка общей численностью более 46 тысяч человек и свыше 7,5 тысячи единиц техники. Ее силами проведены полномасштабные аварийно-спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы, что позволило минимизировать потери.
Было эвакуировано более 32 тысяч человек, в том числе свыше 10 тысяч детей. Подготовлено 265 пунктов временного размещения, в которых проживало более 6,5 тысячи человек. На всех пунктах временного размещения было организовано круглосуточное горячее питание, оказывалась медицинская и психологическая помощь.
В детские оздоровительные лагеря в другие регионы страны направлены более 3,6 тысячи детей из пострадавших районов Дальнего Востока. Была развернута сеть мобильных госпиталей и дежурных бригад медицинских и ветеринарных работников. Население - а это более 100 тысяч человек - непрерывно обеспечивалось лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Эпидемий и эпизоотических болезней не допущено.
Совершенствовалась, а в отдельных случаях создавалась заново с учетом реальных угроз система инженерной защиты населенных пунктов, объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства. Была восстановлена деятельность социально-значимых объектов. В ходе спасательной операции эффективно работали федеральные структуры, регионы и муниципалитеты. Все необходимые в этой сложной ситуации решения по поддержке регионов и оказанию помощи людям своевременно принимались.
Для поддержки дальневосточников и создания условий для развития социальной сферы и экономики эта работа продолжается, выполняется широкий круг задач.
Регионы регулярно получают поддержку из казны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В каких еще случаях она потребовалась?
Владимир Пучков: Всего конкретную помощь в области чрезвычайных ситуаций из бюджета получили 28 субъектов страны. Выделено более 18 миллиардов рублей из Резервного фонда правительства на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. За счет государственных жилищных сертификатов обеспечены жильем 934 семьи. Также построены и отремонтированы социально-значимые объекты в зонах чрезвычайных ситуаций. На Дальнем Востоке ударными темпами строится новое жилье для пострадавших от наводнения людей - свыше 27 тысяч квадратных метров.
Эта работа будет продолжена и в начавшемся году. Планируем усилить адресную помощь, работать на конечный результат, сократить сроки восстановления жилья, инфраструктуры и коммуникаций при чрезвычайных ситуациях и пожарах.
Не так давно случились крупные пожары в больницах и интернатах, погибли десятки людей. Как предотвратить такую беду, особенно на социально значимых объектах?
Владимир Пучков: Главная проблема состоит в том, что более 800 подобных учреждений расположено в зданиях с низкой пожарной устойчивостью.
В соответствии с Техническим регламентом пожарной безопасности социальные объекты оборудуются комплексными системами противопожарной защиты. Так, в рамках федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" субъектами страны и организациями ведутся работы по оборудованию учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения системами оповещения и управления эвакуацией. Объекты оснащаются автоматической пожарной сигнализацией. Приобретается пожарная и спасательная техника.
Одна из первоочередных мер - в кратчайшие сроки перевести пациентов соцучреждений из зданий с низкой пожарной устойчивостью в более надежные. Прежде всего эта мера должна быть реализована по отношению к маломобильным пациентам, страдающим различными формами расстройств.
МЧС России совместно с регионами будет работать над тем, чтобы форсировать работы по оборудованию объектов с круглосуточным пребыванием людей современными техническими и комплексными системами. А также выполнить комплекс профилактических мероприятий по защите жизни и здоровья людей. Это позволит исключить неверные действия персонала или так называемый человеческий фактор, который в большинстве случаев и способствует наступлению тяжелых последствий.
В 2014-м планируем тесно поработать совместно с Минздравом России и регионами по подготовке персонала. Создаются подразделения добровольцев на объектах, находящихся вне нормативного радиуса выезда профессиональных пожарных. При отсутствии соответствующего оперативного прикрытия будем осуществлять комплекс дополнительных мер и компенсирующих мероприятий. Это серьезная проблема требует пристального внимания со стороны руководителей регионов и, конечно, руководства учреждений и постоянного жесткого контроля со стороны соответствующих структур.
Сейчас Северный морской путь стал круглогодичным и, соответственно, там увеличивается количество проходящих судов. Растет трафик, растут и риски. Ждать ли там роста чрезвычайных ситуаций?
Владимир Пучков: МЧС России не прогнозирует увеличение в этом году числа чрезвычайных ситуаций в Арктике. Наступивший год, по нашим оценкам, должен быть более спокойным. Продолжается работа по созданию комплексной системы безопасности в Арктической зоне страны. Для реагирования на чрезвычайные ситуации здесь созданы и уже действуют три комплексных аварийно-спасательных центра в Нарьян-Маре, Архангельске, Дудинке. У них имеются вся необходимая техника и технологии для работ в северных широтах. Планируем энергично продолжать эту работу. До конца 2015 года аналогичные центры будут созданы еще в семи регионах Арктической зоны.
Арктическая зона будет плотно прикрыта пожарно-спасательными подразделениями, авиационной группировкой, что позволит поддержать все российские экономические проекты в регионе и обеспечит защиту людей. Север шуток не любит.
А какой сезон в году наиболее трудный для МЧС?
Владимир Пучков: Каждый период года имеет свою специфику по возможным угрозам. Естественно, что традиционно всплески пожаров, чрезвычайных ситуаций, ДТП и других происшествий бывают в период праздничных дней. Природные риски имеют циклический характер. Зимой - происшествия на льду, снежные заносы, понижение температуры, весной, осенью - наводнения, подтопления; летом - пожары. Сейчас усиленно занимаемся обеспечением безопасности массового зимнего отдыха. Основные задачи - это обезопасить и защитить людей на природе в зимнем лесу, на льду. Это рыбаки, альпинисты и любители погонять на горных лыжах и снегоходах.
Можно констатировать, что в этом году значительно лучше решаются вопросы безопасности населения с учетом сезонных рисков.
Одна из важных задач - надзор за соблюдением норм безопасности. С одной стороны, очевидна необходимость таких жестких норм. С другой стороны - это определенные препятствия бизнесу, ограничение прав юридических и физических лиц. Как соблюсти разумный баланс?
Владимир Пучков: В первую очередь мы внедрили новую систему подходов, адекватную современным условиям. Внесли изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Предусмотрели усиление ответственности собственников объектов и установили соразмерность сумм штрафов за нарушение требований пожарной безопасности затратам на противопожарную защиту. Степень выполнения предписаний надзорных органов повысилась на 40 процентов, что существенно укрепило безопасность объектов экономики и социальной инфраструктуры.
Практически завершена работа по принятию документов второго уровня в рамках реализации положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Это позволило устранить устаревшие и избыточные требования, учесть современные инновационные разработки по вопросам противопожарной защиты. Сейчас в разы сокращено количество проверок на объектах малого и среднего бизнеса. Развивается декларирование пожарной безопасности и пожарный аудит, упрощается система лицензирования. Кстати, из 8 видов лицензирования в МЧС России осталось два: тушение пожаров и установка сигнализаций. Работаем над внедрением независимой оценки рисков и саморегулирования в области пожарной безопасности.
Правом декларирования уже воспользовалось более полумиллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2014 года эта работа передана в субъекты на места, что позволило, сделать процедуры более прозрачными, сократить сроки подготовки и оформления документов. Планируем продолжать эту работу. Контроль и надзор необходим, но его не должно быть много. Главная цель этой деятельности: профилактика, предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, снижение рисков при разумных затратах.
Стало ли меньше жалоб от бизнесменов на то, что под видом проведения различного рода проверок скрываются попытки вымогательства?
Владимир Пучков: Благодаря внедрению современных форм деятельности удалось достичь конструктивного диалога с предпринимателями в вопросах обеспечения безопасности. Каждый факт вымогательства внимательно и досконально разбирается. Проверки малых и средних предприятий проводятся исключительно с участием представителей общественной организации "ОПОРА России".
Скажите, планирует ли МЧС в этом году заняться тем, чем не занималось ранее никогда? Может быть, появятся какие-нибудь новые направления деятельности? Или будет создано мировое МЧС?
Владимир Пучков: Ну, с мировым МЧС - это Вы хватили. Хотя в 2014 году будем развивать двустороннее и многостороннее сотрудничество в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и дальше развивать нашу инициативу по формированию Глобальной сети кризисных центров. В этой связи на этот год возлагаем особые надежды с учетом грядущего председательства России в "Группе восьми". Нами уже разработан проект соответствующей "дорожной карты" на ближайшие пять лет, которую планируем реализовывать совместно с партнерами в рамках ШОС, АТЭС, МОГО, ЕС и других международных структур стран "восьмерки".
А вот новое направление деятельности действительно появится. Совместно с американскими коллегами планируем развернуть сотрудничество в области создания системы защиты от астероидно-кометной опасности объектов социальной инфраструктуры и населения в рамках рабочей группы. В прошлом году падение Челябинского метеорита показало, что угрозы из космоса могут быть реальными и не менее разрушительными, чем, скажем, крупные пожары или природные катаклизмы.
Кстати, отмечу, что в этом году наш спасатель Денис Ефремов полетит в космос. Он уже прошел все процедуры отбора и сейчас тренируется в НАСА. Именно профессиональная подготовка его как спасателя помогла ему пройти жесточайший космический отбор.
Планируем с зарубежными коллегами продолжить развивать системы космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров, защиты социальной инфраструктуры от космических угроз, а также развивать технологии защиты жизни и здоровья людей от бедствий.
Само МЧС претерпевает какие-либо изменения организационного характера?
Владимир Пучков: Мы постоянно работаем над увеличением численности реагирующих подразделений пожарных и спасателей за счет сокращения количества финансовых, тыловых, медицинских и других подразделений. Сейчас в министерстве реализуем программы по сокращению количества обеспечивающих подразделений. Улучшаем качество их работы, внедряем современные технологии. Энергично повышаем эффективность использования бюджетных средств. Концентрируем их использование на приоритетных направлениях деятельности.
Кроме того, еще в прошлом году было подписано соглашение МЧС России и Счетной палаты РФ, согласно которому будет выстраиваться качественно новый принцип отношений в этой сфере. Счетная палата будет осуществлять контроль не только по итогам использования средств федерального бюджета, но и оказывать нам помощь и поддержку на начальном этапе формирования планов и программ, подготовки конкурсных процедур.
МЧС уделяет большое внимание социальной защите работников ведомства. Какие меры предпринимаются дополнительно?
Владимир Пучков: Во-первых, в прошлом году повышено денежное довольствие военнослужащим и сотрудникам федеральной противопожарной службы в 2-2,5 раза. С 1 октября 2013 года проиндексированы оклады работникам МЧС России. Повышены в 2,5 раза размеры компенсационных выплат за выполнение работы в сложных опасных условиях. Это важнейший вопрос, которым мы постоянно занимаемся вместе с регионами.
Качественно улучшается медицинское обслуживание. Созданы центры экстремальной радиационной медицины в Москве и Санкт-Петербурге, начаты работы по созданию в Сибири. Открыт и начинает функционировать Специализированный центр санаторно-курортной реабилитации в Кисловодске. Аналогичные центры создаются в Москве и Красноярске.
Особое внимание уделяется постоянной работе с общественностью и ветеранами. Ветеранская организация МЧС России насчитывает свыше 65 тысяч человек. Почти 4 тысячи - участники Великой Отечественной войны. Ветераны продолжают энергично работать, и мы им оказываем всестороннюю адресную помощь и поддержку.
Кроме того, министерством проводится большая работа по реализации социальных программ и строительству жилья для сотрудников МЧС России. В этом году за счет выделенных денежных средств планируем ввести в эксплуатацию 43 объекта: 32 жилых дома и 11 общежитий.
Как лично можно обратиться к министру?
Владимир Пучков: Это сделать очень легко. На официальном интернет-портале МЧС России на первой странице есть раздел "Вопрос Министру", заполните электронную форму, и я получу Ваше обращение. Я лично ежедневно все эти обращения просматриваю.
Люди обращаются по серьезным поводам, критикуют, часто благодарят. Бывает иногда, что пишут иронично. Например, студенческая молодежь спрашивает, как лучше сдать экзамены или просят материалы для рефератов. Все запросы читаю обязательно каждый день, реагируем оперативно. Серьезные вопросы ставим на контроль. Кроме этого, я, как министр, как член правительства РФ, осуществляю личный прием в помещении приемной правительства по утвержденному графику. По вопросу записи на прием можно обратиться по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 2.
Совсем скоро начнутся зимние Олимпийские игры в Сочи. Как планируете обеспечить безопасность Олимпиады?
Владимир Пучков: Олимпиада - масштабное мероприятие мирового уровня, определяющее престиж нашей страны. Обеспечение безопасности Олимпийских игр - важнейшая задача для нас. Специалисты МЧС России готовятся к проведению Олимпийских игр не меньше, чем спортсмены. Ну а если серьезно, то для осуществления безопасности мы задействовали большую группировку сил и средств - более 23 тысяч человек и 500 единиц техники. Перед началом Игр в Сочи ввели в эксплуатацию пожарно-спасательное подразделение с Центром управления в кризисных ситуациях, современный конно-кинологический центр и другие важные объекты.
Постоянно проводятся тренинги, учения и проверки, организовано обучение волонтеров по вопросам пожарной безопасности и действиям при чрезвычайных ситуациях. Могу с уверенностью сказать, что уровень безопасности жизнедеятельности в Сочи полностью соответствует мировым стандартам.
Кстати, во время проведения летней Универсиады в Казани от МЧС России было задействовано 20 тысяч человек и 285 единиц техники. Для обеспечения прикрытия спортивных объектов круглосуточно дежурили спасатели и пожарные, готовые к реагированию на любые происшествия и чрезвычайные ситуации.
Поставленная перед МЧС России задача по обеспечению безопасности проведения юношеских соревнований была выполнена в полном объеме. Так что, опыт у нас есть.
Продолжение беседы с главой МЧС читайте в ближайшем выпуске "Российская газета - Неделя".