Сергей, перед вашим отъездом с группой солистов на гастроли в Норвегию, прошло первое заседание художественного совета Большого театра.
Сергей Филин: Когда со мной произошел несчастный случай, Анатолий Иксанов впервые принял решение создать худсовет, чтобы как-то помочь балетной труппе в сложившейся ситуации. Тогда в него вошло лишь несколько педагогов-репетиторов, имеющих, скажем так, рычаги влияния в определенных областях балета. Пока я лечился в Германии, худсовет оказывал серьезную поддержку и помощь. Мы проводили совещания по скайпу, обсуждая все вопросы, чтобы все шло по ранее намеченным планам.
В сегодняшней ситуации, когда я плотно приступил к работе, я обратился с предложением к Владимиру Урину не распускать художественный совет, а, наоборот, включить в него всех педагогов, которых около 30. Я предложил ему стать председателем этого худсовета, он согласится при условии, если заместителями будут Борис Акимов и я. Раз в два или три месяца этот худсовет будет встречаться в полном составе и мы будем обсуждать текущие планы, формирование репертуара, вопросы, касающиеся функционирования коллектива балета Большого театра.
Как отнеслись к этой идее педагоги-репетиторы Большого театра?
Сергей Филин: Я встречался с ними до издания приказа, спросив, как они к этому относятся, есть ли у них желание собираться вместе обсуждать нашу работу, и получил поддержку. Прошла первая встреча худсовета, которая была очень интересной. Педагоги очень активно на это отреагировали, задавая вопросы, которые обычно обсуждаются где-то в гримерках, но на сей раз это произошло в присутствии генерального директора Большого театра. Важно и правильно, что мы смогли выйти на диалог с гендиректором, смогли быть услышанными. Никаких секретов ни у кого друг от друга нет. Педагоги разных поколений должны чувствовать единство коллектива, не боясь высказаться, выпустить пар, глядя в глаза. Потому что благодаря этому пару, возможно, и удается добиваться результатов. Как было сказано гендиректором на первом худсовете: "результат у нас единый", и все, что мы обсуждаем, делается не из любопытства или частного желания, но ради успеха Большого театра.
Сергей Филин: Никаких секретов на худсовете ни у кого друг от друга нет. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Солисты Большого театра во главе с Семеном Чудиным, Михаилом Лобухиным, Русланом Скворцовым, Кристиной Кретовой, Анной Никулиной, Ольгой Смирновой и другими впервые выступили в Норвегии на закрытии Международного фестиваля искусств "Северное сияние" в севернонорвежском городе Тромсё. Их триумф был отмечен и со стороны природы: вечером после первого гала-концерта небо, наконец, озарилось долгожданным северным сиянием... Насколько балетной труппе Большого театра было интересно выступить в маленьком норвежском городке?
Сергей Филин: Эти гастроли оказались важными не столько для Большого театра, сколько для Норвегии, для жителей Тромсё, куда на солистов Большого театра приехали посмотреть из разных уголков этой страны. У театра нет специальной программы, которая позволяла бы выступать на подобных международных фестивалях, но мы нашли возможность и время сделать маленький праздник этому городу. Мне кажется, все солисты, которым довелось выступить на маленькой сцене Дома культуры в Тромсё не пожалели о том, что прилетели сюда. Мы привыкли к традиционным выступлениям в больших театрах больших городов Европы и Америки, где к нам привыкла и публика, которую трудно чем-то удивить. Для норвежского зрителя это событие стало грандиозным.
Какое место уделяется гастрольной деятельности балетной труппы Большого театра?
Сергей Филин: Сегодня гастрольные поездки сведены к минимуму, хотя у нас огромное количество заявок из стран и городов, где нас хотели бы видеть. Нам приходится отказывать почти всем, мы выбираем только наших партнеров, друзей в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Оставлены только самые значимые традиционные гастроли, как, например, Вашингтон или большое турне по городам Японии, где публика нас не просто любит, а обожает.
А в России гастроли когда-нибудь планируются?
Сергей Филин: Гастрольные планы Большого театра связаны с большими турами и большими сценами, но не потому, что мы такие козырные и зажравшиеся. Просто сегодня у нас есть ряд обязательств - перед министерством культуры, перед генеральным директором: Большой театр должен выполнять планы, поставленные государством. Так, например, несколько дней назад состоялась прямая трансляция балета "Утраченные иллюзии" Ратманского в кинотеатры мира. Балет снимался еще и с целью выпуска DVD, хотя пока сложно сказать, станет ли это традицией. Мы даем порядка 560 спектаклей в год на всех сценах. Но эта цифра не включает в себя гастроли. Нужно очень постараться, чтобы найти возможность куда-то выехать.