Это не первое ваше "творческое" присутствие на Олимпийских играх. В Ванкувере вы уже принимали участие в церемонии закрытия.
Валерий Гергиев: Да, но началось все еще раньше: я был послом Олимпиады в Сочи, когда мы начинали бороться за ее проведение в России. А теперь для меня главное, что удалось к сочинской Олимпиаде подготовить всероссийский детский хор. Сразу скажу, что этот хор не создавался как одноразовый олимпийский "сверчок": показали всем, на что мы способны, и разошлись. Это грандиозное событие современной музыкальной культуры России. Все регионы делегировали в этот хор лучших своих ребят. И я не позиционирую его создание как событие для телевизионной трансляции. Пение и подготовка хоров - это процесс, который должен развиваться в России. И если сегодня у нас в стране десятки таких детских хоров, то скоро, я надеюсь, их будут сотни. Каждый федеральный округ России, каждый город может выдвинуть свой "тысячеголосый" хор. И я предрекаю успех этому грандиозному замыслу.
В январе во время зимних каникул ребята, отобранные в наш сводный хор, приезжали к нам на репетиции в Мариинку с Чукотки, из Красноярска, Мурманска, Краснодара, из других городов: мы общались, разговаривали. Как они ликовали, что провели 10 дней в Петербурге! Мы выступили с концертом на сцене Мариинки-2, записали наш репертуар. Это был один из самых праздничных моментов не только в истории недавно открывшейся Мариинки-2, но и в моей жизни.
Уже известно, что на закрытии Олимпийских игр вы исполните с детским хором Гимн Российской Федерации, записали фонограммы песен, в том числе "Широка страна моя родная", "Летите голуби, летите" и той, что написана специально для церемонии.
Валерий Гергиев: Ни один человек сейчас не расскажет о том, что будет на церемонии открытия и закрытия. Должен быть сюрприз. Но скажу одно: у нас с хором есть абсолютно новые песни. А главное - у нас есть задача открыться и дальше уже не закрываться. Так что ждите церемонию и ждите дальнейших событий с участием детского хора. Думаю, что через год этот хор будет уже не тысячеголосым, а многомиллионным отрядом поющих детей.
Многомиллионным?!
Валерий Гергиев: А почему нет? У нас большая страна. В Китае вот 50 миллионов пианистов, а мы для начала станем страной с миллионом поющих детей. Мы и оркестры еще поднимем. Я уже руководил Национальным молодежным оркестром США, где играют юные музыканты из 47 штатов Америки. Скажу, что мне не раз предлагали создать в Сочи фестиваль с расчетом на будущее. Ведь те грандиозные средства, которые вложены в проведение Олимпиады, тратились не только на то, чтобы обеспечить Олимпиаду тоннелями, скоростными дорогами и гостиницами. Подразумевалось, что все эти объекты будут в дальнейшем наполнены жизнью. И об этом мы говорили еще четыре года назад с Вячеславом Старшиновым - одним из моих любимых хоккеистов, ветераном, нашим знаменитым многократным чемпионом мира и спартаковцем. Мы обсуждали, что, когда все уж будет готово, то пойдем рука об руку: спорт и культура. Но в "окошко" Олимпиады пробиться с разными проектами - с тем, с другим, с третьим - нереально. Поэтому я сразу определился: детские хоры. И очень благодарен президенту, что это грандиозное событие произошло: мы создали всероссийский детский хор.
А начало этому было положено, когда в сентябре 2012 года впервые после пятилетнего перерыва собрался Совет по культуре при президенте. Обсуждали тогда многое, но, когда дискуссия пошла только о нуждах Москвы и Петербурга, президент неожиданно дал мне слово: как там, в регионах? Он, видимо, отметил, что я часто бываю в регионах с Пасхальным фестивалем. И я изложил свою просьбу: хорошо бы создать детские хоры в городах и в деревнях России. Так и началось.
Если вернуться к культурной программе в Сочи, как думаете, будет ли востребована публикой эта программа: многочисленные концерты, мастер-классы, оперы по ночам? Люди ведь будут смотреть соревнования.
Валерий Гергиев: Мне кажется, главное - понимать, что Олимпиада - это праздник молодости и спорта. А музыка - рядом, музыка - там же, где молодежь, там же, где спортивный накал. И не надо возносить значение культурной программы до небес и думать, что все забудут про Олимпийские игры и будут бегать на наши концерты. Но, согласитесь, ведь это здорово, что Россия - страна колоссальных музыкальных и театральных традиций, представит огромную культурную программу, которая будет идти рядом со спортивной программой.
Сами вы планируете смотреть соревнования на Олимпиаде?
Валерий Гергиев: Конечно. Я мечтаю увидеть финал с участием российской сборной. Мечтаю, чтобы российская команда выиграла золото в хоккее на льду. Знаю, что это будет трудно: очень сильные команды и у шведов, и у канадцев, и у финнов, и у чехов. В Ванкувере я был на финале: американцы и канадцы бились грандиозно. Но на этот раз, очень надеюсь, в финал попадет Россия. Мне еще хочется посмотреть биатлон. Это такой вид спорта, который постоянно держит у экранов телевизоров. Буду смотреть и фигурное катание: это настоящее искусство! Я ведь дружу с Татьяной Анатольевной Тарасовой, дружу со многими спортсменами: с Ириной Виннер, с Фабио Капелло, с нашими футболистами. Мне кажется, что на этой Олимпиаде у нас очень хорошие перспективы. Хочется верить, что "выстрелит" и наша молодежь, которая дебютирует на Олимпийских играх. Они - наше будущее. Так же, как и юный хор России, который мы создали. Я всем нам желаю, чтобы Россия порадовала мир великолепными спортивными выступлениями и организацией Олимпиады в Сочи, чтобы мы выиграли десяток, а то и больше золотых медалей стали нашими. Чтобы наши ребята испытали триумф. Нам всем это так необходимо!
Между тем
Валерий Гергиев, по мнению руководителей мировых информационных агентств и новостных СМИ, занял второе место в номинации "Лучший деятель культуры" в 2013 году. Обошла его мастер современного короткого рассказа - 82-летняя канадская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (2013) Элис Манро. Интересно, что в России она особой популярностью не пользовалась: ее рассказы в 1986 году выпустило издательство "Молодая гвардия", в дальнейшем они публиковались лишь в журнале "Иностранная литература".