"РГ" подобрала несколько символов Татарстана, известных далеко за пределами республики.
То самое животное с герба. В древности прародители современных татар - волжско-камские булгары - считали белого барса божеством плодородия и защитником детей. В современном гербе он символизирует покровительство гражданам республики. Острые зубы означают способность постоять за себя и своих подопечных, положение хвоста говорит о хорошем настроении и дружелюбии, а крылья в символическом изображении считаются знаком святости.
Кстати, барсы в районе среднего течения Волги и Камы никогда не водились. Исследователи полагают, что легенды об огромных белых кошках булгарские племена принесли со своей родины - Причерноморья и Кавказа, откуда им пришлось уйти из-за усилившихся конфликтов с Хазарским каганатом в VII веке нашей эры.
Сегодня имя Ак Барс (с татарского - "белый барс") носит не только известный хоккейный клуб из Татарстана, но и банк, и авиаперевозчик. Более того, талисманом Универсиады-2013 года в Казани был выбран котенок снежного барса.
Во второй половине ХХ века, после распада СССР и объявления Татарстаном суверенитета, главным конкурентом Ак Барса за место на гербе стал дракон. Татары издревле использовали его изображение как в обыденной жизни, так и в геральдике: на исторической территории татарских ханств были найдены многочисленные предметы с изображением этого мифического существа, а позднее, в 1781 году герб с коронованным драконом утвердила в качестве символа Казани императрица Екатерин II. Ее современники вспоминают, что иностранных послов удивлял этот символ, столь хорошо знакомый Европе и столь не характерный для Руси.
Причину такого парадокса одни исследователи видят в том, что татары унаследовали любовь к драконам у китайцев в Х веке нашей эры, другие находят истоки странной традиции в персидской культуре.
В 90-х годах "конкурс" на право изображения на гербе выиграл Ак Барс, его сторонники напирали на то, что различные рептилии, среди которых змеи и драконы, всегда несли отрицательный смысл в татарском фольклоре. Однако к символу дракона в казанских интеллектуальных кругах снова вернулись в начале 2000-х годов. Вновь были приведены мнения о преемственности традиций. В итоге, благодаря серьезной работе историков, краеведов, филологов и археологов в 2004 году символ дракона все-таки был утвержден, но уже на гербе столицы Татарстана - Казани.
Едва ли не в самом центре Казани, на холме, расположен Кремль - комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников. Согласно исследованиям, первые сооружения появились на кремлевском холме в ХI веке, а через 100 лет Кремль обрел мощные каменные стены. С 1708 года крепость стала центром Казанской губернии.
Сегодня это частично отреставрированная средневековая крепость, занимающая площадь 150 тысяч квадратных метров. Ее внутреннее пространство имеет регулярную планировку и застройку XVI - XXI веков. Главными архитектурными памятниками, кроме самой крепости, считаются Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века), церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века). Именно в Кремле сегодня расположена резиденция президента Республики Татарстан.
В 2000 году Кремль включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
В западной части Кремля расположен главный мусульманский храм столицы - мечеть Кул Шариф, построенная в 2005 году. Интересно то, что ее проект был создан по едва сохранившимся рисункам предыдущего деревянного храма. Внутри него может находиться 1500 человек и около 10 тысяч - на площади перед ним. Высота четырех основных минаретов составляет 58 метров.
На момент открытия мечеть Кул Шариф была самой большой в России. Однако в 2008 году был построен огромный комплекс в Грозном с мечетью "Сердце Чечни", расположенный на территории в 14 гектаров, который превзошел размерами главную татарскую мечеть.
Историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск". Основан Свияжск в 1551 году как форпост войск Ивана IV Грозного при осаде Казани. Царь велел его назвать Ивангородом, но название не прижилось. По размерам Свияжская крепость превосходила Московский и Новгородский Кремли.
В городе было построено 12 храмов, половина которых были практически разрушены в годы революции и гражданской войны. Позже, в 30-е годы прошлого века в древних стенах располагались тюрьма, психиатрическая лечебница, детская исправительная колония. Лишь в 1960 году в Союзе художников СССР был поставлен вопрос о сохранении фресок Успенского собора, что положило начало долгому и трудному процессу возобновления деятельности монастыря.
Сегодня здесь расположены памятники культовой и гражданской архитектуры, градостроительные ансамбли, древний культурный слой земли.
Самыми заметными достопримечательностями Свияжска считаются Иоанно-Предтеченский женский монастырь и Успенский мужской монастырь с храмовыми комплексами. Например, самое старое каменное здание здесь - церковь Николая Чудотворца, построенная в 50-х годах XVI века. С точки зрения архитектуры она представляет собой редкий тип церкви-колокольни. Поговаривают, что из нее к берегу Свияги ведет тайный подземный ход, по которому предполагалось снабжать крепость водой в случае осады. В наши дни церковь действует, но допускаются в нее лишь монахи.
Следов крепости, построенной Иваном Грозным, сегодня здесь уже не осталось, зато можно увидеть интересные строения более позднего времени. В XX веке на острове практически ничего не строили, поэтому прекрасно сохранилась планировка его центра с тех времен, когда был он городом. Жилые дома не являются шедеврами архитектурного искусства, зато дают полное представление о том, как выглядела городская застройка в российской глубинке в XIX веке.
Легендарный советский грузовик, с 1976 года производимый на автозводе в Набережных Челнах. Примечательно, что с момента открытия производства до наших дней здесь выпускают модели одной компоновки - с кабиной, размещенной над двигателем.
На сегодняшний день завод выпустил более двух миллионов грузовиков.
Команда "КАМАЗ-мастер" участвует и побеждает во множестве международных ралли. Грузовики из Татарстана брали первые места в гонке "Париж - Дакар" (ныне "Дакар") 12 раз. Последний, или как предпочитают выражаться сами спортсмены, крайний раз - в 2014 году.
Традиционная восточная сладость, которую туристы вывозят из Татарстана килограммами. Впрочем, сегодня производство этого нехитрого блюда - обжаренной сладкой лапши в меду - освоили уже во многих регионах. Но все же родиной чак-чака принято считать Татарстан.
В разных районах республики его готовят по-разному: где-то "орешки" бывают мелкими и продолговатыми, где-то - круглыми и крупными. Чак-чак обычно складывают горкой на большом плоском блюде или подносе. Из мелких "орешков" сооружают небольшие конусы или фигурки, например, в форме сердца.
Надо сказать, что самый большой в мире чак-чак был изготовлен накануне празднования 1000-летия Казани в 2005 году. Его вес составил 1000 килограммов, а на изготовление ушло 36 килограммов меда, 330 - муки, 160 яиц, 2 килограмма соли, 130 - сахара и 330 - топленого масла. Его выпекали 20 кулинаров в течение трех суток.
Порода казанских котов издревле отличалась необыкновенной хитростью и ловкостью в поимке мышей. О них говорили: "Кот казанский; ум астраханский, разум сибирский". Слава об этом кошачьем племени вышла далеко за пределы Казани. В летописях сохранился указ императрицы Елизаветы, датируемый 1745 годом: "Сыскать в Казани здешних пород самых лучших и больших котов, удобных в ловле мышей. И прислать в Санкт-Петербург ко двору. А кто котов не явит, тому штраф". С тех пор казанские коты несли постоянную службу в лейб-гвардии ее величества и, согласно тому же указу царицы, кормились бараниной, тетеревами и рябчиками.
В 2009 году на Казанском "Арбате" - пешеходной улице Баумана - появился памятник этому пушистому персонажу. Автор скульптуры Игорь Башмаков назвал кота татарским именем - Алабрыс. "Кот казанский - толстый, байский. Он все время думает, но без напряжения. Просто пьет чай и мечтает", - рассказывает автор о своем герое.
В некоторых дошедших до нас покаянных сборниках Древней Руси поцелуй, который мы в настоящее время называем "французским" носил название "татарского". "Вдевала ли язык свой, вкладывал ли по-татарски, или тебе кто тако ж? ", - спрашивал прихожанку на исповеди батюшка.
В XVIII веке тот же поцелуй получил новое название - "французский", что отражало общую для литературы того времени назидательную тенденцию приписывать иностранцам и иностранной культуре все "вредные" заимствования.