Два года простоя
Калининградская областная служба по тарифам утвердила стоимость принудительной эвакуации автомобилей. Выкуп четырехколесного "арестанта" обойдется его владельцу в 2090 рублей. В эту сумму входят погрузочно-разгрузочные работы и перемещение железного "нарушителя" на штрафстоянку. Первые сутки машина будет дожидаться своего хозяина бесплатно, а на вторые сутки включается счетчик - от 25 до 150 рублей за час простоя в зависимости от категории, габаритов и грузоподъемности транспорта.
Правда, точную дату, когда начнут работать эвакуаторы в "машиноемком" Калининграде, в городской администрации по-прежнему затрудняются назвать. При том что региональный нормативный акт "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" был принят областной думой ровно год назад, а соответствующий федеральный закон вступил в силу 1 июля 2012 года.
- Мы и так сильно опоздали по сравнению с другими регионами СЗФО, потратив много времени на публичные обсуждения законопроекта: провели четыре круглых стола, получили невероятное количество экспертных заключений. А когда закон приняли, оказалось, что он никому не нужен, - посетовал корреспонденту "РГ" председатель комитета по экономике и развитию инфраструктуры облдумы Александр Кузнецов.
Включенная депутатами в закон поправка о бесплатном пребывании на штрафстоянке автомобиля в первые сутки охладила пыл желающих подзаработать. Эвакуатор был интересен всем как объект бизнеса. Это единственная причина, по которой, как считают думцы, в течение двух лет проблема в регионе буксует. Как заметил Кузнецов, администрация Калининграда под разными предлогами снимала с себя обязанность обеспечить порядок на улицах. Все ей что-то мешало: то отсутствие закона, то несовершенство принятого. Хотя приморскому Зеленоградску, к примеру, ничто не помешало запустить эвакуаторы. В Калининграде это обещали сделать, начиная с июня 2013 года. Потом перенесли срок на январь 2014 года. Наступил март, но столица Янтарного края продолжает напоминать большой караван-сарай, где водители используют для стоянок своих авто дороги, "съедая" целые полосы движения, тротуары, устраивают стойбища во дворах и вблизи присутственных мест.
Кстати, в конкурсе на оказание услуг по принудительной эвакуации авто пожелала участвовать только одна компания. Она и запросила за свою работу по максимуму. Хорошо, что областная служба по регулированию цен и тарифов умерила эти запросы, но все равно расценки, по признанию автомобилистов, высоки. Не наступят ли калининградцы на вологодские "грабли"?
Чрезмерное наказание
В Вологде в 2012 году действовали тарифы, самые высокие не только в СЗФО, но и в целом по стране. Плата за час пребывания машины в "автоотстойнике" составляла 565 рублей (13 560 рублей в сутки), а услуга эвакуатора - 2700 рублей. В результате набегала круглая сумма, которую не всякий автонарушитель мог заплатить за вызволение своей машины из "плена". Как это случилось, к примеру, с вологодцем Владимиром Лебедевым. Он попал в ДТП и был госпитализирован. Пока находился в больнице, ему выставили счет за несколько суток хранения машины на штрафплощадке, который страдалец оказался не в состоянии оплатить. И хотя городские власти в феврале 2013 года исправили ошибку - снизили тарифы в три раза, региональная антимонопольная служба по жалобам граждан все же провела проверку и по результатам признала нарушившими ФЗ "О защите конкуренции" администрацию и департамент городского хозяйства Вологды, а также двух индивидуальных предпринимателей, оказывавших "эвакуационные" услуги.
- Администрация города и департамент городского хозяйства города не проверили сведения, изложенные в документации ИП. Чиновники не смогли внятно объяснить, почему не был проведен доскональный анализ предоставленной сметы, послужившей основанием для утверждения высоких тарифов, - сообщил входивший в состав комиссии вологодского УФАС эксперт отдела контроля органов госвласти Денис Анпилов.
По решению комиссии УФАС городские власти обязаны отменить неправомерное постановление, а доминирующий на рынке услуг по хранению и транспортировке задержанных авто бизнесмен должен вернуть в федеральный бюджет незаконно полученный доход от деятельности скандальной спецстоянки 7 миллионов 760 тысяч рублей.
Штраф или автоотель
По официальной статистике ГИБДД, в 2013 году количество нарушений правил остановки и стоянки автомобилей в России сократилось на 70 процентов по сравнению с показателем предыдущего года. Ужесточение штрафных санкций за неправильную парковку, появление на улицах городов эвакуаторов, увеличение числа как бесплатных, так и платных стоянок повлияли на дисциплинированность водителей. Но дефицит машино-мест еще велик, при том что имеющиеся гаражи не всегда используются по назначению, отмечают госавтоинспекторы. В Мурманске, например, насчитывается 30 тысяч автобоксов, в Пскове - 22 тысячи, в Архангельске - 16,5 тысячи. Но автовладельцы нередко предпочитают ставить машины "под окнами", а в гаражах хранят всякий хлам. Хронически пустуют в городах и платные "подземки". В Калининграде одну такую перепрофилировали под ресторан, а городские власти планируют строить два пятиэтажных "автоотеля".
Но перенасыщенные транспортом областные центры рано или поздно заставят муниципальные власти обратиться к европейскому опыту, где парковки не являются бесплатным приложением к покупаемым гражданами автомобилям, где плата за стоянку около магазина, отеля, любого присутственного места "кусается", а "забывчивость" водителей карается жестоким штрафом.
- Общая обеспеченность автомобилями населения РФ имеет устойчивую тенденцию к росту. За последние 15 лет автопарк страны увеличился в два раза, сегодня каждый второй россиянин имеет собственную "легковушку", - говорит директор аналитического центра "Альфастрахование" Кирилл Варламов. - По данным международной аудиторской компании PwC, к 2025 году Россия по уровню автомобилизации достигнет показателей Японии, Франции, Великобритании, а количество авто на тысячу человек достигнет 400 единиц.
Кстати, в Северо-Западном федеральном округе, где обладателями персональных автомобилей являются чуть меньше трети населения, к европейским показателям могут приблизиться раньше 2025 года. Во всех регионах, за исключением Мурманской, Новгородской и Ленинградской областей, идет прирост парка личных авто. Особенно заметная прибавка "лошадиных сил" на душу населения в 2013 году произошла в Поморье.
Так что, если власти будут не спеша, как в Калининграде, заниматься принуждением к порядку, машины отнимут все свободное пространство у людей.
- Оптимальный выход - обустраивать новые парковки. Но, во-первых, бюджеты у районов не резиновые, во-вторых, не резиновые и сами города, - считает Вячеслав Лысаков, эксперт из Ленинградской области, где районные власти недавно провели ревизию стояночных мест в условиях уплотненной застройки поселений и взвесили свои финансовые возможности. - Придется строить занимающие мало места, но вместительные "револьверные" парковки с привлечением частного капитала. Да и от ужесточения наказания за бросаемые где попало машины не уйти.