16.04.2014 00:09
Культура

Вадим Репин: Получается большое хорошее дело

В Новосибирске завершился Транссибирский арт-фестиваль
Текст:  Лейла Гучмазова
Российская газета - Федеральный выпуск: №86 (6358)
Финальный концерт только что завершившегося Транссибирского Арт-фестиваля стал сенсацией. В последний момент на него не смог прилететь Валерий Гергиев, и если бы этого не случилось, то стоило придумать специально: в результате за пульт Новосибирского филармонического оркестра прямо со скрипкой в руках встал арт-директор и главный идеолог фестиваля Вадим Репин.
Читать на сайте RG.RU

Он давно перестал доказывать, что вырос из старательного щекастого киндер-сюрприза в выдающегося музыканта с мировым именем. У него ангажементы на лучшие сцены на годы вперед и правильные гонорары. Однако масштаб затеянного им в родном Новосибирске фестиваля говорит еще и о многом другом. Например, о том, что авторитет русского музыканта помогает одолевать искусственно созданные барьеры, позволяя собрать в Сибири сливки музыкального мира. Или о том, что вдали от столиц зрители жаждут классической музыки высокого уровня, прекрасно в ней разбираясь. О привязанности к малой родине, новосибирском музыкальном контексте и планах на будущее Вадим Репин рассказал "РГ".

Как вам пришла в голову идея перенести на время центр музыкальной вселенной в Новосибирск?

Я очень часто встречал в Калифорнии и в других местах планеты людей, родившихся и начавших свой профессиональный путь в Новосибирском академгородке. Была задача напомнить им о малой родине. И другая задача - в третьем по величине городе России с давними и богатыми музыкальными традициями сделать фестиваль достойного масштаба.

Вы неслучайно начали с калифорнийских берегов?

Так было удобнее все организовать. Я использовал свои гастрольные выступления, чтобы связать в единый узел сроки, маршруты, имена. Благодаря моему обширному концертному графику в Китае, Америке, Европе мы устраивали встречи с журналистами и делали презентации Транссибирского Арт-фестиваля. Очень помогли в этом деле русские послы разных стран. Они приглашали на презентации интересных, интересующихся русской культурой людей, заражали их идеей.

Балетному конкурсу в Перми дали имя Екатерины Максимовой

Чья изначально была инициатива?

Нашего замечательного симфонического оркестра, его директора Льва Крокушанского. Несколько лет они призывали меня найти время, силы и желание сделать что-нибудь в Новосибирске. Мы довольно часто выступали с этим оркестром в разных городах, и разговор всякий раз возобновлялся. Мне предлагали развить уже существующий в Новосибирске музыкальный контекст, и после постройки нового концертного зала я понял, что это возможно. Даже нужно и необходимо, мой долг. Ведь Новосибирск останется на всю жизнь моим плацдармом во всех отношениях - это место моего музыкального и немузыкального образования, становления характера. Этой мой дом, особое место на планете: мама до сих пор живет в Новосибирске.

Вы, человек мира, еще чувствуете в себе сибирскую закваску?

Характер ведь формируется в детстве, а я до 17 лет жил в Новосибирске. Только в 1990 году мой учитель Захар Брон был приглашен в Высшую школу музыки в Любеке, и его единственным условием было, чтобы его класс, четыре ученика, тоже могли переехать и продолжить обучение. Дальше Любек стал базой, откуда мы планировали концертные сезоны: к тому времени я был победителем в Брюсселе (престижный скрипичный конкурс имени королевы Елизаветы - "РГ") и у меня уже был напряженный концертный график. Было легче и удобнее передвигаться по планете из Германии, а не Новосибирска.

А Москва?

По многим причинам не получилось. Брона не захотели, не пустили в Москву, ему пришлось перепрыгивать. Но этот шаг не был эмиграцией: поднялся целый клан с семьями, маленький новосибирский мир, я, например, уезжал с мамой. И у меня всегда было и остается русское гражданство.

Публика признала одним из самых любопытных на Транссибирском арт-фестивале вечер балета с прима-балериной Большого театра Светланой Захаровой…

Уже четыре года, с тех пор, как мы со Светланой стали одним целым, все просили нас сделать совместный вечер. В духе "делайте что хотите". Мы не могли придумать концепт, но, в конце концов, сдались. Первый раз мы показали его на фестивале в Швейцарии, Светлана могла выбирать и хореографов, и программу, с нами был исключительный оркестр, работавший на инструментах Страдивари. Было интересно и красиво. Сейчас в немного измененной и доработанной форме эту программу показали в Новосибирске.

Вы не собираетесь привезти его в Москву?

Все возможно, но дат и планов пока нет. Известно, что мы еще раз повторим выступление на фестивале в Равенне у Риккардо Мути в июне, перед Светланиным днем рождения. Есть интерес к вечеру в Китае и Японии.

Правда, что совсем недавно дисциплинированная китайская публика едва не разнесла зал на вашем сольном концерте?

Просто я исполнял концерт Брамса, билетов не хватило, и организаторы попросили сделать еще один концерт. А у меня не получалось, должен был улетать. Вышли из положения, сыграв в один день дважды, днем и вечером.

Джаз и классика: лучшие концерты недели

А ведь можно сказать, что как раньше Германия, так теперь Новосибирск превратился в очень удобную точку для гастрольных турне - он на полпути между Старым светом и Азией.

Транссибирская магистраль настолько широка и громадна, что наш фестиваль должен в принципе ориентироваться на географию. Музыканты преодолевают многие километры, чтобы побывать у нас в гостях. Другой вопрос - много коллективов, которым интересны новые впечатления, новая публика, не решаются приехать ради одного выступления. Это трудно и очень дорого организовать. Поэтому было бы интересно заодно устраивать концерты нашего фестиваля и в других регионах, особенно в городах вдоль Транссибирской магистрали. Мы готовы поделиться музыкальными жемчужинами, и в перспективе есть несколько городов, готовых принять фестиваль.

Началось строительство Транссибирской музыкальной магистрали?

Уже на следующий год мы тесно сотрудничаем с Екатеринбургом и Красноярском, и выиграть в итоге должны все. Но центром останется Новосибирск с его главной точкой - нашим концертным залом. Все программы будут в первую очередь представлены в Новосибирске.

Вас не удивляют зарубежные меломаны: с одной стороны, эти отважные романтики готовы сесть в поезд и поехать по Сибири. С другой - они ожидают увидеть в этой самой Сибири Гулаг. Как сочетаются такие ожидания?

Это исторически сложившееся представление. Сейчас Гулагов в запечатленном Солженицыным виде, на который ориентируется Европа, в Сибире нет, нет политических ссыльных. А тюрьмы есть везде, и в Сибири их ничуть не больше.

Вы не скажете вслед за Адорно, что после Гулага не может быть музыки?

Музыка - то искусство, которое берет на себя роль дружеских мостов. Я несколько дней провел на сочинской Олимпиаде и почувствовал себя переполненным красотой, энергетикой, позитивным настроением. У меня остался вагон впечатлений. Хочется создать и на нашем фестивале это ощущение радости и праздника, и по первому опыту уже видно, что мы правильно двигаемся. Получается большое хорошее дело - иначе я бы за него и не брался.

Классика