Вчера в Тюмени на выездном заседании комитета верхней палаты по экономической политике председатель Совфеда Валентина Матвиенко подчеркнула, что речь идет прежде всего о добыче трудноизвлекаемой нефти вне зависимости от выработки месторождения. С такими предложениями неоднократно выступали недропользователи, включая "Сургутнефтегаз". По мнению сенаторов, соответствующее налоговое стимулирование могло бы обеспечить ежегодный прирост добычи нефти в России в объеме 15 - 20 миллионов тонн.
Полпред президента в УФО Игорь Холманских признал, что за последние шесть лет снижение добычи углеродного газа в УФО составило свыше 4%, а нефти более 8%. Причина в нарушении баланса интересов государства, регионов и нефтедобывающих компаний, что, по словам Холманских, представляет угрозу экономической и энергетической безопасности страны. "Регионы в настоящее время практически отстранены от управления добычей углеводородного сырья", - заявил полпред. Решением проблемы могло бы стать распределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Одним из реальных направлений, которое позволило бы увеличить добычу нефти, является более активное привлечение малого и среднего бизнеса к работе с малоликвидным и бездействующим фондом нефтяных скважин. Еще один путь, обозначенный Холманских, - применение прогрессивных методов увеличения нефтеотдачи и работы с "трудной" нефтью. "Эти методы достаточно затратны, но на современном этапе необходимо, чтобы их внедрение проходило более динамично. Конечно, необходимо и финансовое стимулирование предприятий для применения инновационных достижений", - заявил полпред.
Спикер Совфеда высоко оценила активизацию работы некоторых компаний по отработке инновационных технологий добычи трудноизвлекаемых запасов. По ее словам, это стало возможным благодаря принятию в прошлом году федерального закона, стимулирующего добычу трудноизвлекаемой нефти в Западной Сибири. Но у законодателей все же есть несколько вопросов к этому документу, и Матвиенко не исключила, что в дальнейшем он будет пересматриваться.
И Холманских, и Матвиенко призвали решать проблему замедления роста добычи нефти на государственном уровне, обеспечивая прирост запасов углеводородов минимум в 1,5 - 2 раза. Спикер Совфеда опасается, что в будущем рост добычи нефти может совсем остановиться, и считает, что это связано с крайне низким уровнем геологоразведочных работ. "Деятельность большинства нефтяных компаний в этом направлении нельзя назвать удовлетворительной", - заявила она, призвав к исправлению ситуации.
Учитывая все сложности, которые обозначил Игорь Холманских, Валентина Матвиенко предложила разработать стратегию развития нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической промышленности Западной Сибири, направленную на повышение глубины переработки углеводородов. Также спикер Совфеда призвала крупные компании внимательно проанализировать мировые тенденции в энергетике, чтобы противодействовать внешним вызовам и угрозам. Она отметила, что развитие сланцевой газодобычи, появление новых игроков на рынке сжиженного природного газа в будущем может ограничить рыночную нишу для дополнительных поставок российского газа.
Действующая энергетическая стратегия России на период до 2030 года и генеральная схема развития отраслей ТЭК, по мнению Матвиенко, уже не соответствуют реалиям мировых рынков и прогнозу социально-экономического развития России, а посему нуждаются в срочном обновлении. Также председатель Совфеда поставила вопрос о разработке программы комплексного освоения месторождений Западной Сибири и прилегающего арктического шельфа на период до 2035 года и на перспективу до 2050 года. "Такая программа могла бы конкретизировать основные направления долгосрочной энергетической политики государства с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации", - пояснила она.
Матвиенко также обратила внимание на проблему сжигания попутного нефтяного газа и призвала регионы стремиться к показателям, достигнутым в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. По словам Игоря Холманских, эти два региона уже очень близки к достижению поставленной президентом задачи - 95-процентного уровня утилизации. "Не говоря об экономике, это прежде всего решение экологических вопросов. Надо продолжать двигаться и другим регионам, потому что это расточительство с их стороны. Хватит топить атмосферу попутным газом. Даже если кому-то не хочется тратиться на технологии, все равно придется", - подчеркнула спикер.