Сигнал российской спутниковой системы ГЛОНАСС в скором времени может быть улучшен в два раза, уверил участников форума Рогозин. Соответствующие образцы новой бортовой аппаратуры уже разработаны на российском предприятии "Исток". Улучшение сигнала позволит увеличить точность навигационных данных. Сам факт развития собственной навигационной системы, по мнению Рогозина, характеризует Россию как высокотехнологичную державу.
По словам Сергея Иванова, наземный измерительный сегмент системы ГЛОНАСС за рубежом в перспективе будет включать 50 станций в 36 странах. Он напомнил, что сейчас существуют лишь две такие станции - в Антарктиде и в Бразилии. Как добавил представитель Кремля, дальнейшее развитие наземного измерительного сегмента ГЛОНАСС позволит повысить конкурентоспособность российских навигационных услуг, а также гарантирует более устойчивую и точную работу Системы. К концу 2020 года стоит задача увеличить точность российской навигационной системы с нынешних 2,8 до 0,6 метра. Точность GPS - 1,8 метра, но наша система, констатирует Иванов, догоняет конкурента.
Оба чиновника отметили, что сегодня группировка ГЛОНАСС развернута полностью, на орбите работает 24 спутника, еще четыре находятся в орбитальном резерве. Как позже добавил замглавы Роскосмоса Анатолий Шилов, очередной запуск космического аппарата навигационной системы ГЛОНАСС должен состояться летом нынешнего года с космодрома Плесецк.
- Среди наших приоритетов - создание единого навигационного пространства России, Казахстана и Беларуси. Соответствующие договоренности, письменные договоренности, уже достигнуты, - подчеркнул также глава президентской администрации. По словам Иванова, планируется интегрировать национальные системы навигации и совместно работать над повышением качества.
Большие надежды в правительстве и Кремле связывают с "ЭРА-ГЛОНАСС". По словам Иванова, система может быть введена в промышленную эксплуатацию уже в 2015 году в странах Таможенного союза.
Напомним, что система экстренного реагирования при авариях на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС" была разработана по поручению правительства РФ: она активируется автоматически в случае тяжелого ДТП, если срабатывает подушка безопасности или датчики ускорения показывают большую перегрузку. Кроме того, ее можно будет использовать, например, для оплаты парковки и платных дорог.
Год назад началась опытная эксплуатация системы, а уже со следующего года ее производство планируется поставить на поток. Об этом на выставке в рамках форума Сергею Иванову и Дмитрию Рогозину рассказал президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко. Отвечая на вопрос главы администрации Кремля, он заверил, что сбоев при переходе с опытной эксплуатации системы на промышленную не будет.
Высокопоставленным гостям продемонстрировали, как осуществляется вызов при автомобильной аварии: информация о ней поступает в специальный колл-центр, а затем оператор сам связывается с автомобилистом для прояснения ситуации. После чего данные поступают в систему 112. Передача сигнала в целом не должна занимать более 20 секунд.
Будет, конечно, немало сложностей - об этом предупреждает зарубежная практика. "Ожидается до 80 процентов ложных вызовов, как следует из статистики Евросоюза, - сообщил глава НП "ГЛОНАСС". - Прежде чем передавать сигнал в службу "112", мы фильтруем вызовы, иначе не справятся экстренные службы".
Далее Сергей Иванов и Дмитрий Рогозин ознакомились с еще одной функцией "ЭРА-ГЛОНАСС" - работой приложения для взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам, а также взимания транспортного налога. "Здесь крайне важно увязать эти системы с Росграницей", - прокомментировал Дмитрий Рогозин. По его словам, это позволит отслеживать въезд на территорию РФ иностранного автотранспорта. "Особое внимание - на Калининградскую область. Через нее многие едут транзитом", - поставил задачу вице-премьер. "Включим в техническое задание", - пообещал Гурко.
Однако планы могут не сбыться из-за недофинансирования: на содержание системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в текущем году выделена только половина необходимой суммы, пожаловались разработчики. "Мы это обязательно учтем при формировании бюджета на следующий год", - пообещал от имени правительства вице-премьер.
Чиновники также осмотрели стенд НИИ МА "Прогресс", где был, в частности, представлен навигационный приемник для системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и альтернативная система навигации на случай глушения навигационного сигнала российской спутниковой системы. Как выяснилось, не производящиеся в России компоненты предприятие поставляет с Тайваня, который пока никак не реагирует на накладываемые на Россию санкции. Впрочем, зависимость от иностранных компонентов - это не навсегда, уверил Рогозин Иванова - в военно-промышленной комиссии при правительстве над этим активно работают.
Кроме системы реагирования на дорогах высокопоставленным посетителям продемонстрировали и другие перспективные разработки. В частности, высокоточную систему навигации, протестированную в Калининградской области и Башкирии. Благодаря нововведениям точность позиционирования объектов удалось довести до полуметра. Рогозин и тут посоветовал увязать эту систему с диспетчерскими службами авиации и железнодорожного транспорта. "Это будет дополнительная страховка от аварийных ситуаций", - сказал вице-премьер.
Разнообразил просмотр показ игрового автосимулятора для обучения водителей не нарываться на штрафы: игроку необходимо объезжать препятствия, перестраиваться в другие полосы. "Я как байкер прошу еще мотоцикл вставить. Там специфика своя в управлении", - прокомментировал Рогозин.
Другая интересная новинка - система для навигации внутри помещений, благодаря которой можно ориентироваться в незнакомых зданиях или получать информацию о конкретном произведении искусства в музее. Сергей Иванов идею похвалил и предложил взять ее на вооружение ОМОН.
И, наконец, было продемонстрировано решения для покрытия всей страны мобильной связью - а именно низкоорбитальная система спутниковой связи "Гонец" (в перспективе - 24 космических аппарата). Она уже прошла испытания в Якутии, где в ряде районов покрытие сотовой связью не превышает 15 процентов. Посетителям показали терминал, который позволяет переключать связь с сотовой на спутниковую в случае выхода абонента из зоны действия сотовых сетей.