Всего в так называемой спецоперации против юго-восточного региона Украины нынешние власти задействовали более 11 тысяч человек, около 160 танков, более 230 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, не менее 150 орудий и минометов. В Донецкую область были направлены боевики радикальной националистической группировки "Правый сектор" и подразделения "Национальной гвардии".
На момент подписания номера в печать активные боевые действия в Славянске, по неофициальным данным, были приостановлены по приказу из Киева. Однако участники самообороны не исключили, что в ночь на пятницу лояльные Киеву спецподразделения могут вновь перейти в активное наступление.
По данным заместителя командира ополчения, военные стремились взять город в кольцо. Славянск был практически полностью блокирован - туда можно попасть только с востока, со стороны Донецка. Во второй половине дня защитники города отступили, оставив блокпосты - "во избежание ненужных потерь".
На фоне драматичных событий в Славянске кандидат в президенты Украины Олег Царев признал в интервью телеканалу "Россия 24", что киевские власти "делают все, чтобы пролить в стране кровь", и назвал их действия военным преступлением. "Отдаются приказы, меняются руководители, которые не хотят выполнять преступные распоряжения, - рассказал он. - Война до сих пор не началась вопреки желанию Киева, именно потому, что украинские граждане, которые находятся в вооруженных силах, в правоохранительных органах, не хотят стрелять в гражданских лиц". Происходящее кандидат в президенты признал очевидным "применением армии против гражданского населения". "В Славянске еще утром дети выходили в детские сады, школы, сейчас они эвакуированы. Город готовится к войне, - констатировал он. - Как можно применять армию против гражданского населения?". Он заметил, что кровопролитие на охваченном протестами юго-востоке происходит "после каждого визита американских деятелей на Украину".
А в четверг утром на окраине Славянска в районе деревни Крестищево возле комбикормового завода произошли боестолкновения между верным Киеву украинским спецназом и отрядами местной самообороны.
Пять единиц бронетехники попытались войти в город. Одна из машин открыла огонь по легковушке, не менее двух человек было убито, несколько раненых. Три танка поехали в обход, чтобы пробиться к Славянску. Ополченцы подожгли покрышки, дым от них был виден за несколько километров. Российские журналисты, среди которых находился спецкор "РГ", оказались свидетелями захода бронетехники в Крестищево. Неожиданно мы попали на заминированную территорию.
Журналистка Юлия Белоцерковская едва не наступила на растяжку. Все кругом было заминировано. Были слышны выстрелы. В воздухе кружили два боевых вертолета украинской армии. Мы подняли руки, чтобы по нам не открыли огонь. Были видны передвижения людей в бронежилетах и форме, из-за деревьев доносился звук моторов от совершающих маневры танков. Но из пушек они пока не стреляли.
На самодельный "покрышечный" блокпост славянских ополченцев в районе села Крестище зашли украинские бэтээры. У ополченцев оружия не было. Тому я свидетель. С бронетехники послышались выстрелы. Был убит 17-летний Александр Лубнин. Он работал на комбикормовом заводе, возле которого шел штурм. Пришел помогать односельчанам и погиб. Десант спецназа легко разогнал отряд самообороны и выполнил главную тактическую задачу: изъял запасы продовольствия и медикаментов у самообороны. Со снабжением у киевских войск по-прежнему худо.
Давненько исполняющего обязанности министра внутренних дел господина Арсена Авакова в "Твиттере" не было видно. А тут сразу объявился: сообщил о якобы пяти погибших со стороны славянских ополченцев! Участники спецоперации будут, конечно, награждены за храбрость…
Город Славянск встретил меня блокпостами. Каждый день все новые завалы из покрышек и всякой рухляди преграждают путь вероятному агрессору. Это обычная реакция на заявления из Киева. Вчера там опять объявили о новом этапе спецоперации. Теперь до полного уничтожения славянских сепаратистов. Почитать Авакова - уже пролиты реки крови, захвачены сотни русских шпионов, за их головы выплачены десятки тысяч долларов США. Отбита перешедшая на сторону повстанцев бронетехника. Богатая фантазия у человека... Спецоперация Киева, которую в Славянске все ждали и к которой готовились, началась. Только вот на масштабное наступление, о котором радостно заявлял Аваков, это было совершенно непохоже. Семь бэтээров с десантом - это не героический эпос. Ну да, стреляли по безоружным. Убили одного 17-летнего парня. А потом развернулись при виде журналистов и уехали.
На самом деле было не до смеха. Еще на подъезде к Краматорску в воздухе появился "крокодил" - боевой вертолет Ми-24. У повстанцев авиатехники нет. Потом уже над комбикормовым заводом крутилось еще два боевых вертолета. Впереди поднимался черный дым и толпились такси. На них приехали к месту боя журналисты. Мы с корреспондентами "Комсомолки" двинулись навстречу украинским бэтээрам. Метров 500 шли, как по минному полю. Из украинской техники слышался русско-украинский мат. На нас были нацелены пулеметы. Мы подняли руки. Вернее руку: в одной были зажаты камеры и телефоны. Следом за нами из окопов поднялась вся мировая журналистика. Я диктовался через стенбюро в номер. А вдруг не успею…
И тут случилось чудо! Увидев толпу журналистов с камерами и микрофонами, украинский спецназ дрогнул. БТРы нестройно развернулись и тронулись в обратном направлении!
- Это они вас испугались! - вылезли из кустов ополченцы. - Молодцы! Вовремя приехали.
Тем временем таксисты передавали новость: из Донецка движется подмога! Четыре автобуса с шахтерами...