Основные темы дискуссии, организованной Минобороны РФ, были известны заранее. Это распространение "цветных революций", последствия так называемой арабской весны на Ближнем Востоке и в Северной Африке, перспективы сохранения стабильности в Афганистане после вывода оттуда войск международных сил безопасности. Разумеется, шел разговор и о ситуации на Украине.
Открыл конференцию министр обороны Сергей Шойгу. Он зачитал послание президента России участникам московского форума. Там сказано, что процесс становления новой полицентричной системы международных отношений идет непросто, сопровождается усилением глобальной нестабильности. Пока не удалось существенно продвинуться вперед в деле формирования единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евроатлантике. Владимир Путин отметил, что сохраняется напряженная обстановка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, серьезные риски связаны с ситуацией в Афганистане. "Очевидно, что современные вызовы и угрозы требуют отказа от архаичной логики геополитических игр с нулевым результатом. От попыток навязывания другим народам собственных рецептов и ценностных ориентиров, в том числе путем цветных революций", - подчеркнул президент РФ.
Свое выступление Сергей Шойгу начал с Украины. По его словам, эта страна практически скатилась к гражданской войне. Более того, в Европе искусственно создан очаг напряженности. Его появление негативно повлияло и на глобальную безопасность. Министр обороны обратил внимание на схожесть этих процессов с тем, что сейчас происходит в Венесуэле, где законному руководству страны противостоит так называемая демократизированная оппозиция, подпитываемая из-за рубежа.
- Анализ показывает, что итоги "цветных" революций зачастую существенно отличаются от замысла их инициаторов. Результатами вмешательства становится долговременная дестабилизация, - заявил Шойгу.
По его мнению, под видом распространения демократии происходит навязывание народам чужих ценностей. Социально-экономические проблемы отдельных государств используются для замены национально ориентированных правительств режимами, которые контролируются из-за рубежа. Они, в свою очередь, обеспечивают своим покровителям беспрепятственный доступ к ресурсам этих государств. "Цветные" революции все больше обретают формы вооруженной борьбы, разрабатываются по правилам военного искусства.
Шойгу напомнил, что в этом году завершается вывод из Афганистана международных сил содействия безопасности, и ответственность за стабильность в стране полностью ложится на национальную армию и национальные структуры безопасности. Министр не скрывал, что в этой связи Россию беспокоит возможность возрастания террористической угрозы из Афганистана. "Региональная нестабильность может быть выгодна отдельным государствам: ее очень удобно использовать для обоснования масштабного переформатирования действующей системы безопасности, - сказал Шойгу. - Очевидный пример - развертывание систем ПРО США в Европе и на Дальнем Востоке, поводом для которого послужили ракетно-ядерные программы Ирана и КНДР, якобы угрожающие безопасности США и НАТО".
Говоря об усилиях России по обеспечению безопасности в нестабильных регионах, министр обороны упомянул о помощи афганским властям. Вместе с союзниками по ОДКБ наша страна проводит работу, направленную на повышение потенциала вооруженных сил стран региона. Это и обучение кадров, и оснащение национальных армий, и совершенствование систем управления военными организациями стран региона. Шойгу напомнил, что
в последнее время была увеличена численность авиационной составляющей на авиабазе в Канте, переведена на дивизионный состав 201-я российская военная база в Таджикистане.
- Задача проста: нейтрализовать угрозы военной безопасности для стран ОДКБ в случае нестабильного развития ситуации в Афганистане и повышения террористической угрозы, - сказал министр.
Тему "цветных революций" на конференции продолжил глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. По его словам, операции по смене режимов в суверенных государствах, инициированные извне, наносят очевидный ущерб международной стабильности. А попытки навязывать другим народам собственные рецепты внутренних преобразований, не учитывающие их традиции и национальные особенности, оказывают деструктивное воздействие на международные отношения, оборачиваются умножением "горячих точек" на карте мира.
Коснувшись проблемы Афганистана, Лавров высказался за то, чтобы при планировании новой миссии НАТО, которой предстоит получить одобрение Совбеза ООН, была учтена вся совокупность факторов нестабильности в этой стране, а особое внимание было уделено афганскому наркотрафику.
- Что касается судьбы соглашения о сотрудничестве между Афганистаном и США в сфере безопасности, рассчитываем, что новый президент Афганистана примет решение по данному вопросу, исходя из интересов афганского народа и общерегиональной стабильности. Содействие Афганистану продолжится и по линии ШОС, где в качестве членов или наблюдателей представлены все соседи Афганистана. Будут также задействованы потенциал и практический опыт ОДКБ, - сказал глава МИД.
Отдельно он остановился на поиске компромисса в сирийском урегулировании. Россия выступает за возобновление женевского переговорного процесса, продолжение межсирийского диалога в соответствии с согласованной повесткой дня, первым пунктом которой значится прекращение насилия и борьба с терроризмом. "При обсуждении вопросов переходного периода речь должна идти о поиске компромиссов на основе взаимного согласия, а не об ультимативных требованиях смены режима", - сказал Лавров.
По его словам, попытки использовать гуманитарный кризис или иные аспекты сирийского конфликта для обоснования внешнего силового вмешательства контрпродуктивны. Вместо этого необходимо обеспечить по-настоящему представительный характер делегаций оппозиционных групп на переговорах с правительством.
Министр иностранных дел РФ уверен, что кризис на Украине должен заставить Европу задуматься о построении единого мира от Лиссабона до Владивостока.
- Европейский континент, который породил в минувшем столетии две глобальные военные катастрофы, вместо того, чтобы демонстрировать всему миру пример мирного развития и широкого сотрудничества, вновь перетягивает на себя главное внимание международного сообщества. Такое положение дел не может не беспокоить, тем более что оно является не проявлением случайного стечения обстоятельств, а, скорее, закономерным результатом развития событий в Европе за последние четверть века, - сказал Лавров. - Имею в виду, прежде всего, то, что наши западные партнеры предпочли реализации поистине исторического шанса построения большой Европы без разделительных линий привычную логику передвижения на восток подконтрольного им геополитического пространства. По сути, это означало продолжение в более мягкой упаковке линии на сдерживание России".
По его словам, этот курс осуществлялся, несмотря на настойчивые призывы российской стороны взяться, наконец, за практическую работу в соответствии с согласованными на высшем уровне принципами по созданию в Евроатлантике общего пространства мира, безопасности и стабильности. Глава МИД считает, что, вместо продвижения задачи гармонизации интеграционных процессов в Европе и Евразии, были предприняты попытки поставить государства на постсоветском пространстве перед жестоким выбором между Западом и Востоком. "В хрупкой внутриполитической ситуации на Украине такого давления оказалось достаточно, чтобы спровоцировать масштабный кризис государственности в этой стране, - заявил Лавров. - Для того чтобы помочь украинскому народу преодолеть этот кризис, необходимо решительно отказаться от пресловутых игр с нулевым результатом, от поощрения ксенофобских, неонацистских настроений, от стремления руководствоваться опасным комплексом превосходства".
Руководитель внешнеполитического ведомства России высказал сожаление о том, что схемы, основанные на отстаивании собственной исключительности, использовании двойных стандартов, стремлении извлекать односторонние геополитические выгоды из кризисных ситуаций, широко применяются не только в Европе, но и в других регионах. Это, по мнению Лаврова, подрывает эффективность усилий по урегулированию конфликтов. Он обратил внимание на использование разных подходов - одним силам в отдельных случаях оказывается поддержка, а в других - вооруженное сопротивление, как это было, например, в Ливии и Мали. "В результате у сторон внутригосударственных конфликтов возникает искушение инспирировать вооруженное вмешательство извне для достижения своих целей, которые зачастую не имеют ничего общего с борьбой за демократию, права человека или надлежащее управление", - сказал глава МИД России.
Досье "РГ"
Первая Московская конференция по международной безопасности состоялась в 2012 году, она была посвящена противоракетной обороне в Европе. На второй конференции в 2013 году обсуждались вопросы обеспечения общеевропейской безопасности.