19.06.2014 00:34
Экономика

Банки РФ будут передавать информацию о клиентах иностранным налоговикам

Российские финансисты смогут рассказать иностранным налоговикам о своих клиентах
Текст:  Ярослав Николаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №134 (6406)
Госдума в первом чтении разрешила российским банкирам раскрывать тайны собственных клиентов-иностранцев. Если норму примут окончательно, то многие наши банкиры вздохнут с облегчением, поскольку большинству из них не придется отказываться от зарубежных выгодных клиентов. А значит, ради компенсации не будут, например, повышать ставки по кредитам.
Читать на сайте RG.RU

Правовая лакуна, возникшая из противоречия российского банковского законодательства и американского закона FATCA, судя по всему, почти разрешена. Но, как стало известно "РГ", бизнес все еще надеется, что Россия и США смогут заключить межправительственное соглашение до 1 июля.

Вернуть деньги в случае банкротства банка станет проще

Новая налоговая норма, с 1 июля вступающая в силу в Америке, обязывает неамериканские банки делиться с налоговой службой США информацией о счетах американских резидентов. Если банки не подписали с американскими фискалами спецсоглашение, то против них начнут действовать санкции. Со всех платежей в их пользу, проводящихся с использованием корсчетов в американских банках, будет взиматься 30-процентный налог.

Принятие Госдумой нынешнего законопроекта поможет смягчить действие суровой американской налоговой нормы. Требование закона США шло вразрез с нашими правовыми положениями, ведь банковскую тайну в России никто не отменял.

В апреле зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков попытался снять это противоречие своим законопроектом, но думский Комитет по безопасности забраковал его по причине возможного ослабления суверенитета России. Нынешний, доработанный вариант закона не распространяется на наших граждан, а также на те отечественные компании, более 90 процентов акций (долей уставного капитала) которых прямо или косвенно контролируются Россией и ее гражданами. Наши банки будут информировать о своей иностранной клиентуре не только ЦБ и Федеральную налоговую службу, но и Росфинмониторинг. Туда же они будут сообщать о получении запросов от иностранных налоговых служб.

ЦБ назовет имена банкиров, подозреваемых в подделке финансовой отчетности

До направления ответа иностранному налоговому органу соответствующая информация предварительно будет представляться российским уполномоченным органам. За непредоставление российским госорганам данных об американской клиентуре введут штрафы. Для менеджеров он составит от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а сами банки заплатят от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.

Начало работы американской налоговой нормы не является неожиданностью для российского банковского сектора. Разговоров о возможных финансовых потерях наших банков от операций их заокеанской клиентуры не велось бы, если бы Россия и США заключили соглашение о взаимном обмене финансовой информацией. Между тем после воссоединения Крыма с Россией и событий на юго-востоке Украины департамент казначейства США "под шумок" приостановил ведение переговоров по нему.

ЦБ РФ в базовом сценарии прогнозирует стабилизацию курса рубля

Поэтому Объединение корпоративных юристов (ОКЮР) обратилось в минфин (письмо на имя министра финансов Антона Силуанова имеется в распоряжении "РГ") с просьбой дать ответ, возможно ли подписание межгосударственного соглашения по взаимному обмену информацией между Россией и США до 1 июля этого года.

Налоговый консультант, бывший работник ФНС Александр Захаров сомневается, что РФ и США заключат такое соглашение до 1 июля. "Россия пока даже не может убедить США продолжить переговоры. А на согласование положений такого соглашения обычно уходит от года и больше", - отмечает эксперт.

При отказе нашего банка подписывать соглашение с налоговиками Штатов его работа с определенными финансовыми инструментами США будет затруднена. Обычная торговля не должна пострадать. Пока не решены вопросы штрафного удержания 30-процентного налога и отправки этих денег, не определена методика установления конечных выгодоприобретателей.

Банки