17.06.2014 00:40
Экономика

Вклад интернет-бизнеса в ВВП России достиг 8,5 процента

РФ может стать мировым поставщиком технологий
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №23 (952)
Российскому интернету в этом году исполнилось 20 лет, и за это время ему удалось стать абсолютно уникальным рынком: только в России локальные игроки удерживают более 50% рынка по аудитории, в которой работают.
Читать на сайте RG.RU

У нас есть своя почта, поиск, социальные сети, свой e-commerce, которые стали по-настоящему успешными. С руководителями крупнейших российских интернет-компаний на форуме "Интернет-предпринимательство в России" встретился президент страны Владимир Путин. Он подчеркнул, что Интернет из средства общения превратился в очень прибыльный бизнес, объем которого достигает 5-5,2 трлн руб., а вклад в ВВП - 8,5%, и отметил, что нужно поддержать тех, "кто умеет, хочет и намерен работать в Интернете".

Facebook и Twitter потеряли до 10 процентов пользователей

Участники рынка рассказали главе государства о том, как они видят развитие российского Интернета и какие проблемы предстоит решить. Был затронут, в частности, законодательный аспект. Эксперты отметили, что большинство венчурных сделок с ИТ-стартапами сегодня структурируются не в России, а в других юрисдикциях, в том числе офшорных. Причем делается это не с целью ухода от налогов, а для защиты прав инвесторов. О распространенной на нашем рынке ситуации рассказал управляющий партнер фонда "Простор Капитал" Алексей Соловьев.

"Когда инвестор хочет проинвестировать какую-то компанию, часто она настолько молода, что невозможно определить ее справедливую стоимость, и инвестор просто дает деньги, - отметил эксперт. - Потом проходит какой-то период времени, например, год, компания достигает каких-то показателей, и на основе этих показателей определяется ее стоимость и, как следствие, доля, причитающаяся инвестору. Сегодня по Гражданскому кодексу РФ заключить подобную сделку невозможно. А если бы в нем существовало понятие конвертируемого займа, которое есть в законодательствах других стран, то это было бы реально".

Еще один пример - когда инвестор при вложении в проект получает мажоритарную долю и обещает вернуть половину из нее, если проект достигнет определенного уровня выручки. Но при достижении этого уровня инвестор выполнить взятые обязательства отказывается.

Сегодня в российском законодательстве нет инструмента, который обязал бы инвестора выполнить обещание, отметил Соловьев, а решить проблему могло бы введение понятия "опционного договора". Он добавил, что есть еще целый перечень мер, предложений и инструментов, которые предл агается внести в Гражданский кодекс и другие законодательные акты. Президент назвал проблему офшоризации экономики "мировой эпидемией" и подчеркнул, что с ней надо бороться. "Продукт создается на территории страны, а центры формирования прибыли совсем в другом месте, и их государство не видит. Это, конечно, должно быть изменено. Думаю, что, прежде всего здесь, конечно, выгоды фискального характера, уход от налогов, оптимизация налогов. Но для нас существует и проблема, о которой вы сказали, это абсолютно точно, очевидно, это недостаточное формирование, несвоевременное формирование правовой базы и, соответственно, нет никакой правоприменительной практики, нет нормативной базы", - сказал глава государства. Он добавил, что раньше бизнес, который требует подобного регулирования, был в зачаточном состоянии, поэтому и необходимости совершенствовать законодательство не было. Но сейчас такая необходимость существует, поэтому нужно создавать экономические и правовые условия, чтобы обеспечить интересы и собственника бизнеса, и инвестора. "Конечно, с удовольствием воспользуемся вашими предложениями. И уже сейчас могу вам пообещать, что все необходимые поручения по проработке этих предложений будут сформулированы и даны правительству и правовому управлению президента", - заверил президент.

Президент обещал помочь интернет-компаниям быть независимыми

Что касается будущего российского интернет-рынка, участники форума сошлись во мнении, что крупные отечественные компании научились хорошо продавать на локальном рынке, и теперь перед ними стоит новая амбициозная задача - экспортировать технологии за рубеж. "Мы научились экспортировать человеко-часы наших программистов, какой-то коробочный софт. Но интернет-сервисы - это продукт гораздо более высокой степени переработки. Если в других странах будут пользоваться сервисами, разработанными российскими инженерами, это станет большой статьей нашего экспорта", - отметил основатель и генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож. Он подчеркнул, что на ИТ сегодня строится практически любая индустрия - от авиации и медицины до банков и телекоммуникаций. И абсолютно в любой отрасли через 10-20 лет "умность" предметов станет реальностью, что станет новой индустриальной революцией.

- Если у нас будут люди, которые сумеют вынести технологии за пределы Интернета и за пределы России, то нашим умениям найдется громадное, миллиардное применение, - убежден Волож. - А у нас есть прекрасная научная школа, мы умеем это делать, и вся эта деятельность основана на простом ресурсе - на людях, это мы с вами, делаем сами, откуда-то из головы вынимаем. С людьми у нас все хорошо, талантов много, и сохранилось фундаментальное образование. Важно это не потерять, и это простой способ государству помочь этой индустрии.

Председатель совета директоров и генеральный директор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин обратил внимание на то, что при выходе на зарубежные рынки интернет-компании приходится решать для себя вопрос - выходить на рынки, которые опережают нас в развитии, или на те, которые отстают. Плюсы есть у обеих стратегий, считает эксперт, однако склоняется к тому, что "лучше конкурировать с лучшими и выходить на лучшие рынки".

Издатели уходят с бумаги в интернет

По его словам, если компания выходит на очень конкурентный рынок и у нее там что-то начинает получаться, это позволяет ей, в том числе, и успешно развиваться на локальном рынке. Однако на практике реализовать такую стратегию очень непросто, признается Гришин: все дело в базовом менталитете российских интернет-компаний, которые привыкли переносить то, что делают на Западе, адаптировать это для отечественного рынка и дальше "защищать свою территорию". Теперь же этот менталитет приходится менять, создавая абсолютно новые продукты на высококонкурентных рынках - например, в США.

"Мы только в начале пути", - заключил Гришин. По мнению директора Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, продажа своих технологий на международных рынках должна стать осознанной потребностью для отечественных компаний, и тогда Россия действительно сможет стать экспортером ИТ.

Макроэкономика Интернет