После этого президент ММКФ обнадежил, что Дворец Фестивалей начнут строить на Фрунзенской набережной уже в конце этого - начале следующего года. И сказал, что немцы сделали "невероятно красивый проект" - там будет мультиплекс, большие залы и съезд к воде: "Москва-река станет лицом этого фестиваля".
Также на пресс-брифинге Никита Сергеевич рассказал о гостях фестиваля, в частности, почему в этом году иностранцев (в том числе и представителей СМИ) приезжает не так много; о том, почему сегодня его более интересует азиатское кино, чем американское и европейское; про центр молодежного кино в Ялте, про свой новый фильм "Солнечный удар", о Музее Кино и о месте ММКФ среди других мировых фестивалей. "Ниша московского фестиваля - это Россия и это Москва!", - сказал мэтр, обосновав свою фразу тем, что русские люди по особому воспитаны - на русской литературе и классических ценностях.
На брифинге прозвучало много вопросов об отношениях с Украиной. Но разговор не превратился в политический митинг - осталось место и для творческих вопросов.
Обозреватель "РГ" уточнила ситуацию с гостями нынешнего фестиваля: что лучше - когда киносмотр открывается крупным голливудским блокбастером, а по красной дорожке идет Брэд Питт или - документальным фильмом о легендарном советском хоккее, и главная звезда церемонии открытия - легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов.
- Что лучше? Американский блокбастер или документальная картина? А что лучше, когда приз в Каннах получает документальная картина или фильм Тарантино? Кстати, именно когда этот режиссер возглавлял жюри, приз в конкурсе получил неигровой фильм. Конечно лучше, чтобы по дорожке фестиваля шел Питт, а на льду был Фетисов. Странно, когда они меняются местами. Представьте себе Брэда Питта с клюшкой и на льду. Хотя успех был бы огромный! Но Фетисова я могу представить на нашей красной дорожке, потому что он представляет картину, которая рассказывает о российском хоккее, причем устами и глазами канадцев и американцев. Картина хорошая, и она была в Каннах. Я очень благодарен, что Фетисов нашел время и будет открывать Московский фестиваль картиной про хоккей, где он принимает участие.
Никита Сергеевич отметил, что в целом в этом году на фестивале будет около 400 гостей. В том числе Клод Лелуш, Кшиштоф Занусси, к 75-летию которого в России подготовили специальный фильм, и другие. Каждый фильм приедут представлять члены съемочной группы. Он подчеркнул, что "мы меряем гостей по их популярности у среднего зрителя. Ван Дамм - да! Джек Николсон - да! Но бывают люди, которые сами по себе являются кинематографическими планетами".
Прозвучал вопрос и об азиатском кинематографе.
- Там будущее, - сказал Никита Сергеевич. - Будущее - на Востоке, в Латинской Америке, в Африке, в России. Да, существует мощное американское кино. До сих пор давят блокбастеры, 3D, 4D… Все на продажу! Люди ходят, смотрят, едят поп-корн. Забывают мгновенно, что они смотрели. Есть кино, которое не для этого. Есть турецкое, иранское… А взять, к примеру, латиноамериканское кино? Это - литература! Так или иначе, интерес сдвигается к Востоку! И то евразийское пространство, о котором мы говорим и самой большой частью которого являемся... Недаром, если в Ялте будет молодежный центр и ялтинская киностудия станет студией молодых - туда перенесется фестиваль "Святая Анна" - есть идея организовать там международный фестиваль "Евразийский мост". Меня эта тема тоже интересует. А, если вы окинете взглядом европейский кинематограф… Свежей крови мало…
Обозреватель "РГ", пользуясь моментом, спросила про фильм "Солнечный удар", который Никита Сергеевич снимает по произведениям Ивана Бунина. Михалков признался, что так увлечен работой над картиной, что ему не хочется ее заканчивать. Между тем, фильм будет готов уже осенью. И, помимо полного метра, еще готовится телевизионная версия, снятая для канала "Россия 1". В ней будет пять серий. "Мы снимали и картину, и телевизионную версию. Она полноценная, а не обрезки того, что не вошло в фильм. Киноверсия - она большая, но мы не рассчитываем на большой прокат", - сказал Михалков.
Мэтр "присутствует в этой работе еще и, как персонаж: "У меня в картине роль - фотография. Я "стою" на столике героини, которая изменяет своему мужу".
Михалков также отметил, что картина очень актуальна и вспомнил съемки, которые в прошлом году проходили в Одессе.
"Главный вопрос нашего героя в 1920-м году - "Как это все случилось?". Мне очень хочется, чтобы этот вопрос прозвучал по-другому: "Как сделать так, чтобы так не случилось?
В конце брифинга задали вопрос о Музее кино и его директоре Науме Клеймане. "Я не принимаю в этом участие. Про кандидатуры меня никто не спрашивал. Но я думаю, в сообществе кинокритиков и киноведов найдут какую-то кандидатуру в помощь Клейману. Я лично приму любую. Чем я могу помочь - я готов. Ну как можно представить, что председатель Союза кинематографистов против Музея кино?", - сказал Никита Сергеевич.
Никита Сергеевич сказал, что в фестивале этого года принимает участие 61 страна - 397 художественных фильмов, а изначально было прислано 1144 фильма. Он перечислил, сколько зрителей "вместит" киносмотр.
- Кинотеатр "Октябрь" - 11 залов;
- Кинотеатр "Пушкинский" - 1753 места;
- Театр Киноактера - 700 мест;
- Кинотеатр "Иллюзион"- 217 мест;
- Центр документального кино - 98 мест;
- Гостиница "Мариотт" 500 мест.
Программа построена таким образом, чтобы значимые картины регулярно повторялись в разных кинотеатрах. Будет много вечерних сеансов, чтобы люди могли посмотреть кино после работы.
- По поводу билетов - это не ко мне, - добавил Никита Сергеевич. - Их стоимость определяют кинотеатры, которые нас впустили. Но не думаю, что они будут превышать те суммы, которые были раньше. Во всяком случае, такой идеи не было.