Одной из приоритетных задач становится трудоустройство переселенцев. Чиновники утверждают, что работу сможет получить любой обратившийся. Впрочем, как выяснили корреспонденты "РГ", этот процесс еще не отлажен, да и далеко не все беженцы выказывают желание трудиться в России.
Места еще есть
В Белгородской области число прибывших из Украины постоянно растет и уже достигло двух тысяч человек. Тех, кого не приютили родственники или знакомые, разместили в школах-интернатах, общежитиях вузов и техникумов. И в регионе уже приступили к выстраиванию четкой системы трудоустройства беженцев.
- Прошу развернуть деятельность центров занятости во всех пунктах пропуска. Неизвестность не должна пугать людей после пересечения границы, - подчеркнул губернатор Евгений Савченко.
По информации первого замначальника управления по труду и занятости региона Сергея Рябко, работа в этом направлении уже ведется.
- Главная цель - не моментальное трудоустройство каждого украинца в Белгородской области, - отметил чиновник. - Наши специалисты должны рассказать всем, кто хочет работать в России, о том, как это сделать, какие есть вакансии, какую заработную плату можно получать. Мы учитываем, что не все украинцы останутся в регионе: кто-то лишь пересекает здесь границу и едет дальше. Но в мобильном Центре занятости он сможет получить информацию о том, какие вакансии есть в других городах.
Практически то же самое делают и в Курской области.
- В основном к нам едут женщины с детьми и люди пенсионного возраста. Поэтому и работу для них предлагаем соответствующую, - отметил начальник Центра занятости по Курску и Курскому району Александр Елагин. - В настоящее время не соискатели идут к нам, а мы к ним. Наш мобильный Центр находится возле управления ФМС, для специалистов организовали шесть рабочих мест - в каждом из пунктов временного размещения беженцев.
В Центрах занятости уверяют: работы хватит всем. И в Белгородской, и в Курской областях предложение превышает спрос. Причем регионам требуются не только инженеры, учителя, врачи. Нужны и рабочие кадры, зачастую - высококвалифицированные. Так, на прошедшей в Старом Осколе ярмарке вакансий специально для беженцев работу предложили 18 самых крупных работодателей. Например, фирма, которая будет заниматься строительством фабрики окомкования на Стойленском ГОКе, выставила свыше ста предложений. По словам Александра Елагина, в Курске ситуация аналогичная.
- Вакансий достаточно, - подчеркнул он. - При этом ситуацию не осложняет тот факт, что у большинства приезжих пока нет официального статуса беженца. Свободных рабочих мест хватает и в рамках квот для иностранцев. Яркий пример - наш хлебокомбинат готов принять сразу 18 человек, причем среди вакансий есть и те, которые не требуют особых навыков.
Работодатели заявляют, что при необходимости готовы и самостоятельно выучить человека. Было бы желание трудиться. Впрочем, вакансиями интересуются даже женщины с детьми.
- Я пошла бы работать хоть сегодня, только думаю, смогут ли ребята какое-то время побыть без меня, - говорит Валентина, приехавшая в Белгородскую область из-под Донецка. - Могу делать что угодно, хоть улицы подметать, хоть полы мыть. Нас здесь хорошо встретили, все необходимое дали, но что же мы - на шее сидеть будем?
По данным Сергея Рябко, на 23 июня более 20 украинцев уже вышли на работу на белгородские предприятия, еще около сорока получили соответствующие направления.
- На самом деле работающих больше, - добавил Сергей Рябко. - Мы знаем лишь о тех, кто "прошел" через Центр занятости. Но ведь люди могли и сами обратиться к работодателю.
Своим путем
Граждан, самостоятельно занявшихся поиском вакансий, действительно становится все больше. Яркий пример - Марина из Луганской области, которая поселилась в Брянске у родственников. Первый ее поход в миграционную службу ничем не порадовал. Помогли добрые люди - работу нашли частным порядком. Но директор фирмы, куда приняли Марину, не захотела связываться с государственными службами и уведомлять о том, что у нее теперь служит беженка.
- Я приняла Марину негласно, - пояснила женщина корреспонденту "РГ". - Когда-то мы пытались принять на работу иностранцев, однако нас просто убила наповал система квотирования. Вы должны доказать, что эту работу не могут выполнить граждане России, и выполнить еще множество условий.
В Брянской области по этому пути вынуждены идти многие.
- К нам приехала целая семья, но мы не уверены, что взрослые смогут найти здесь работу, - рассказала о своих родственниках жительница города Дятьково Нина Киселева. - Говорят, что квоты на беженцев в Брянской области исчерпаны и что им не дадут нужный статус.
Руководитель центра занятости Фокинского района Брянска Александр Носов подтвердил:
- Многие предприятия - например, мясокомбинат и строительные организации - хотели бы взять беженцев на работу и обращаются к нам, но квот действительно нет. Однако власти обещают, что в течение пары недель все может разрешиться - квоты будут. Мы очень на это надеемся.
Впрочем, замруководителя Брянского управления ФМС Татьяна Мысленцова утверждает, что ситуация не столь драматична.
- Работать многие украинцы могут и без квот, если это квалифицированные специалисты, если у них есть высшее образование. Для подтверждения квалификации им достаточно представить диплом. Кто обращается - все находят работу. Патенты, по крайней мере, получают. А квоты касаются другого - разрешений на временное проживание. Для Брянской области квота была установлена на уровне 300 единиц и долгое время не корректировалась, так как не было нужды. Но в связи с событиями на Украине мы обратились с просьбой увеличить ее на 500 единиц. В целом недовольных беженцев, которые не могли бы получить работу, мы не видим. Правда, надо учесть, что пока приезжают в основном женщины с детьми.
Взяли без подтверждения
Мамы и бабушки с маленькими детьми, которых негде оставить, преобладают пока и в Воронежской области, куда, по официальным данным, с юго-востока Украины перебралось уже порядка шести тысяч человек. Четыре с половиной тысячи прибыли "самотеком" и разместились у родственников, около 1300 привезли автобусами из Ростовской области и распределили по социальным центрам, интернатам, гостиницам и детским лагерям. Эти пункты почти сразу посетили сотрудники службы занятости населения, оставив газеты и списки с вакансиями. Кое-где развешены и объявления от частных фирм, готовых трудоустроить украинцев.
Впрочем, большинство гостей региона работу пока не ищет. Многие еще надеются вскоре вернуться на Украину. Острой необходимости в деньгах у них нет - разве что на пополнение счета для звонков родным. Кров и кормежка четыре раза в день бесплатные, а детское питание, одежду и средства гигиены приносят милосердные воронежцы и многие коммерческие организации. На первое время приезжим выдают из облбюджета по пять тысяч на человека. Законодательство не предусматривает таких трат для иностранных граждан, но в экстренной ситуации было решено на них пойти.
- Как только у нас в городе Счастье перестанут стрелять, мы сразу туда поедем. Пусть даже без денег - был бы дом цел, будем жить огородом, - уверяет Юлия Ивановская, живущая в школе-интернате N 1 с семилетней дочерью и сыном, которому еще нет и двух.
Другая причина не спешить с трудоустройством - отсутствие подходящих предложений. По словам Виолетты Семакиной, "старшей по этажу" в этом импровизированном общежитии, в основном их приглашают в другие области РФ - Мурманскую, Самарскую, Тюменскую... Уезжать так далеко от дома переселенки, едва оформившие временную регистрацию в Воронеже, пока не готовы.
По данным регионального департамента труда и занятости населения, в регионе на 11,5 тысячи безработных приходится 24,3 тысячи вакансий. Большинство подходит мужчинам рабочих профессий, но ждут также поваров, кассиров и торговых менеджеров. Зарплаты - от 5,5 до 50 тысяч рублей. Потрудиться временно зовут, например, в граничащем с Украиной Кантемировском районе - на благоустройстве территории. Специальные условия ждут украинцев на авиазаводе в Воронеже, где открыт набор квалифицированных рабочих, инженеров и мастеров.
Есть и еще одна, очень весомая причина - проблемы с легализацией. "Беженцы" собирались в Россию впопыхах, за час-полтора, многие документы были забыты. Предугадать, какие документы тут понадобятся, было сложно. А в ряде случаев их и нереально было получить. Ради справок пересекать границу в обратном направлении люди сейчас боятся. А без "бумажек" при устройстве на работу возникают различные казусы.
- Мы с мужем много лет прослужили в российской армии, у него осталось гражданство РФ. Мой же паспорт просрочен, так как в силу трагических семейных обстоятельств я долго не выезжала из Антрацита, - объясняет врач Татьяна Салий. - Теперь гражданство надо оформлять заново, и пресловутый "упрощенный порядок" для меня отнюдь не прост. Понимаю, что без недостающих справок никуда, но как их получить, не знаю. Жизнь дороже...
Однако несмотря на "птичьи" права, у Татьяны появился реальный шанс найти работу. В областном департаменте здравоохранения женщине дали три адреса. Ей хватило одного: в райбольнице в Лисках доктора высшей категории с 30-летним стажем "оторвут с руками".
- Главврача не смутили мои трудности с документами, украинский паспорт. Она просто сказала: "Добро пожаловать!" Гарантировала жилье, узнала, кто у меня муж (офицер запаса) и дочь (переводчик с английского), сказала, что и для них в городе найдутся вакансии. В УФМС я чувствовала себя гастарбайтером, а по Лискам ехала, словно Маргарет Тэтчер! - улыбается Татьяна.
В Костромскую область первые переселенцы из сопредельного государства начали приезжать еще в марте - после того, как власти выступили с официальным приглашением о приеме на работу врачей. В лечебных учреждениях региона, не имеющего собственного медицинского вуза, сейчас не хватает порядка 500 специалистов. По признанию переселенцев, уровень зарплаты и качество медицинского оборудования в Костроме оказались значительно выше. При этом приезжающим медикам предоставляется служебное жилье либо выдаются материальные компенсации до восьми тысяч рублей для оплаты съемных квартир. Впрочем, по данным регионального департамента по труду и занятости, работа найдется и для беженцев с другими специальностями. В Рязанской области, по словам главы региона Олега Ковалева, на данный момент 51 предприятие готово предоставить 500 рабочих мест для граждан Украины. Речь идет в основном о строительной сфере и АПК. В то же время Тульская сможет обеспечить жильем и работой порядка пяти тысяч беженцев.