Председатель экспертного совета, член Комитета Государственной Думы по промышленности Альфия Когогина заявила, что первое полугодие 2014 года авторынок завершил с наихудшими показателями со времен кризиса 2009 года. По итогам мая продажи всех автомобилей по сравнению с 2013 годом сократились на 12,5%. По результатам пяти месяцев падение составило 6%. Легковых автомобилей в мае продано на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а за пять месяцев 2014 года падение составило 4,5%. Рынок грузовых автомобилей сжался на 17%. Но хуже всего ощущает себя рынок легкого коммерческого транспорта и автобусов, падение которого составило более 20% за январь - май.
- Очевиден негативный тренд на снижение, который начался в конце 2012 года, - отметила Альфия Когогина. - Основные факторы, оказывающие давление на авторынок: общее отсутствие роста экономики и сохраняющаяся потребительская неуверенность, высокие ставки по автокредитованию и отсутствие комплексного подхода со стороны правительства к решению проблем. Общая оценка ситуации развития автомобильного рынка - пессимистичная.
Сами участники рынка прогнозируют в 2014 году падение в разных сегментах рынка на 10-40% по отношению к 2013 году. И это при том, что в прошлом году уже существенно упали объемы продаж. Многие автопроизводители ожидают отрицательных финансовых результатов по итогам года, а также сомневаются в своевременности реализации мер господдержки. Основания для этого у них есть. По оценке Объединения автопроизводителей России, уровень реального выполнения министерствами и ведомствами поручений президента и премьер-министра, данных ими на совещаниях по автопрому в 2012-2013 годах, не превышает и половины.
Напомним, что первое из них - это поручение Владимира Путина, данное на совещании в Тольятти 4 апреля 2012 года. Некоторые пункты поручения были весьма успешно реализованы, например, о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, об утилизационном сборе, экологическая направленность которого способствовала стимулированию производства. Успешно была проведена в 2012 году программа субсидирования закупок в регионах автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Однако, по мнению участников заседания, большинство поручений не выполнено.
Речь идет об установлении приоритета российской автомобильной техники при госзакупках, а также о трансформации транспортного налога, предполагающей введение повышенных коэффициентов для автомобильной техники низких экологических классов. Не удается также пока воплотить в жизнь концепцию ограничения сроков эксплуатации коммерческой техники, которая могла стать очень мощным драйвером роста рынка автомобилей, способствовать улучшению транспортной и экологической безопасности на дорогах. Аналогичная ситуация сложилась и с другими принципиальными поручениями в сфере автопрома - это госзакупки, ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники, введение экологических коэффициентов транспортного налога.
Однако, по мнению участников рынка, есть и положительные тенденции. В 2013 году хороший эффект дало возобновление программы льготного автокредитования, что позволило увеличить продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков. На 2014 год запланирована пролонгация программы субсидирования закупок техники, работающей на природном газе. Необходимые средства заложены в бюджет на 2014 год. Полная и своевременная реализация поручений президента и правительства по совокупности могла бы увеличить реализацию в 2014 году легковых автомобилей более чем на 100 тыс. единиц, грузовых - до 30-40 тыс., автобусов - до 20 тыс. единиц.
- Самая сложная ситуация складывается с коммерческим транспортом, это первый индикатор на состояние дел экономики в целом, - отметил исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. - У нас сегодня, несмотря на массу национальных проектов, связанных со строительством, не растет спрос на отечественные коммерческие автомобили. И это является причиной принимать жесткие решения по налаживанию госзакупок. Там, где государство вкладывает свои деньги, как правило, эксплуатируются автомобили иностранного производства. А ситуация должна быть противоположной: там, где государственных денег больше, чем 20%, в обязательном порядке должна использоваться именно российская техника - разумеется, если таковая есть в наличии. Да, у нас нет, например, асфальто- и бетоноукладчиков дорожного полотна отечественного производства. Но это означает лишь то, что мы должны наладить у себя в стране их производство. Но у нас есть свои самосвалы, краны, грейдеры - их и надо использовать при реализации государственных строительных проектов. Причем я не говорю, что надо брать только российские бренды - у нас достаточна локализация крупных мировых автопроизводителей, им тоже следует давать доступ на рынок как российским производителям.