07.08.2014 00:06
Культура

Глухой российский актер Александр Сидельников сыграл в фильме "Племя"

Текст:  Анастасия Рогова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №177 (6449)
Фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого "Племя", получивший специальные награды на Каннском кинофестивале и Гран-при на российском кинофестивале им. Тарковского "Зеркало", стал в июле и лауреатом ереванского кинофестиваля "Золотой абрикос".
Читать на сайте RG.RU

Картина рассказывает о выживании подростков в школе-интернате для глухих детей, и все роли в ней исполняли актеры, которые не слышат. Одну из ролей второго плана - жестокого вора по кличке Шнырь - сыграл российский артист Александр Сидельников. Александру 23 года, он живет в Рязани и мечтает покорить киноолимп.

"Черепашки-ниндзя" стали настоящей эпопеей о героях нашего времени

Александр, как вы попали в эту картину?

Александр Сидельников: В Интернете я увидел информацию о кастинге в фильм "Племя". Решил принять участие, но сомневался, ехать ли: фильм будут снимать в другой стране, в Киеве. А я учился тогда во Владимире. Все же рискнул, прошел все этапы, к своему удивлению, но потом роль, которую я должен был играть, убрали из сценария. Я расстроился, но вдруг мне написала креативный продюсер Елена Слабошпицкая, спросила, смогу ли я срочно приехать на пробы. На пробах было сложно: другая, совершенно противоположная моему характеру роль. Чувствовал себя не в своей тарелке. Потом уехал, а через неделю мне сообщили об утверждении.

Начались репетиции. На съемках мне сначала было тяжело: надо было унижать ребят со сладострастным упоением, равнодушно ходить по их головам, безжалостно ломать им хребет... Я смотрел фильмы с жестокими сценами, репетировал, "вызывал" образы тех людей, которые подло со мной поступали, и во мне вскипала ненависть... Держал это чувство перед началом каждой съемки. Мне очень помогла ассистент Анфиса Худашева, у нее великолепный жестовый язык, она доносила до нас замысел режиссера. Постепенно все пришло в норму. Играть отрицательную роль стало интересно, я поймал кайф.

Это был ваш первый опыт работы в кино?

Гран-при "Балтийских дебютов" получил снятый в Крыму фильм

Александр Сидельников: Да. Когда я учился в школе глухих детей, то занимался театральной самодеятельностью в ансамбле жестового пения. Другие ребята тоже впервые играли: Гриша Фесенко (исполнитель главной роли) не участвовал даже в художественной самодеятельности, а Яна Новикова в свое время занималась тоже жестовым пением, танцами и пантомимой. Никакого опыта работы в кино не было. Но мы очень старались.

В фильме много жестких сцен. Вас не оттолкнула жестокость сценария?

Александр Сидельников: Сценарий я узнавал по частям, перед каждой съемкой. Знал только детали образа своего персонажа - подлого и хитрого. Жестокие сцены было трудно принять: я понимал, что эту жестокость могут воспринять глухие ребята, скопировать поведение киношных героев. Надо объяснять детям и даже взрослым, что художественный фильм - это всего лишь вымысел. Я глухой, вырос в стране глухих и могу сказать, что ужасов, изображенных в фильме "Племя", я не встречал. Вообще картина задумывалась как эксперимент с формой. Слова заменили жестовым языком. Мирослав сказал, что не планировал поднимать социальную проблему глухих. Была попытка снять необычный, интересный, шокирующий фильм.

Какие особые условия нужны глухим актерам на съемочной площадке?

О челябинском метеорите снимут фантастический фильм

Александр Сидельников: Важно, чтобы на съемках присутствовал человек, отлично знающий жестовый язык, посредник между глухими актерами и остальной группой. И не просто переводчик жестового языка, но человек, который понимает психологию глухих, любит их. А в остальном мы обычные люди. Мы просим называть нас глухими, а не глухонемыми. Глухонемые - это устаревший и некорректный термин. Это все равно что называть вас, здоровых людей, слышащеговорящими. Глухие совсем не слышат, и независимо от того, говорю я голосом или нет, я глухой.

Когда закончились съемки фильма, остались ли вы довольны своей работой? И понравился ли фильм?

Александр Сидельников: Смешно, но глухие актеры до сих пор не видели фильм целиком. Несколько раз смотрела фильм только Яна Новикова, на фестивалях. А я впервые увидел фильм спустя три месяца после съемок, на фестивале имени Тарковского "Зеркало". Очень ждал этого момента. Смотришь и не веришь, что это сыграл ты!

Хотите ли вы и дальше продолжать актерскую карьеру? В каком фильме вы смогли бы сыграть?

Александр Сидельников: Всю жизнь мечтаю сниматься в кино! В детстве смотрел много фильмов с субтитрами, хотя в 2000-х было очень трудно достать такие видеокассеты, и иметь их было счастьем для глухих людей. Мои любимые фильмы - старые советские и американские 80-90-х. Я готов сутками не вылезать со съемочной площадки, готов играть любого персонажа. После "Племени" я обрел уверенность в том, что любая роль мне под силу, и считаю себя профессиональным актером, но только в рамках отрицательной роли.

Можно сказать, мечта сбылась?

В российском прокате стартует фильм "Стражи Галактики"

Александр Сидельников: Да, почти: я снялся в сильном и нашумевшем на весь мир фильме. Но это мечта длиной в целую жизнь: сниматься в фильмах, гастролировать. Хочу, чтобы мир обратил внимание на глухих талантливых людей. Глухие могут делать то же самое, что и слышащие актеры. Есть же дублеры, они будут говорить за них, также нужен хороший, профессиональный переводчик жестового языка - если он есть, то проблема решена. Глухие люди талантливые, честные, трудолюбивые. Надо дать им возможность пробовать себя. Фильм "Племя", я уверен, разбудит режиссеров, они обратят внимание на глухих актеров. Кстати, мне совсем недавно пришло одно интересное предложение. Правда, не хочется разглашать. Я суеверный человек.

Чем вы еще занимаетесь кроме увлечения кино?

Александр Сидельников: В своем канале на YouТube я выкладываю видеоролики на тему жестового языка. Моя цель развивать жестовый язык и делать его популярным. Интернет очень удобная штука, дает глухим много возможностей. Мы, глухие, воспринимаем мир визуально, не через слух, поэтому у нас обострено зрение. Кино идеально в этом смысле, это предел визуальности, дальше некуда.

Наше кино